Редукторы и их применение в современном машиностроении играют ключевую роль, которая определяет, в конечном счете, нормальное функционирование машины и оборудования на протяжении всего периода эксплуатации. Редукторы являются неотъемлемой частью, входящей в состав приводного механизма, определяющего качество эксплуатации и производительность оборудования, в состав которого они входят.
разнообразие требований, предъявляемых к редукторам, определяет столь широкий ассортимент выпускаемой редукторной продукции. Существует множество типов и типоразмеров редукторов и их применения, а также конструктивных исполнений и передаточных отношений. Уточнение факторов, влияющих на общую нагруженность зацепления редукторов, в конечном счете, влияет на создание перспективных конструкций и новых модификаций механизмов.
Создание перспективных конструкций влияет в том числе на изыскание резервов, которые в конечном счёте позволили бы создать и освоить серийное производство стандартного типа редуктора, способного выдержать конкуренцию.
В общем смысле редуктор, применяемый в качестве привода механизма, в том числе и общемашиностроительного применения это механизм который отвечает всем техническим требованиям общим для большинства случаев использования.
Типом редуктора называется классификационная категория редукторов, схожих по принципу действия, назначению и конструктивному и схемному решению. Также эти редукторы одинаковые по номенклатуре основных параметров. Определяющий размер редуктора это размер, предназначенный для описания конструктивных эксплуатационных особенностей механизма. Числовое значение определяющего размера не зависит от конструкции, или технологии изготовления и прочих производственных факторов.
Определяющий размер, например на ступенчатых редукторах цилиндрических и червячных принимается равным значению межосевого расстояния. В планетарных редукторах за определяющий размер принимается делительный диаметр центрального колеса с внутренними зубьями или радиус расположения осей сателлитов. В волновых редукторах определяющим размером является внутренний диаметр гибкого колеса в недеформированном состоянии.
Конические редукторы описываются определяющим размером делительного внешнего диаметра зубчатого колеса. В многоступенчатых редукторах любого из типов, а также, в том числе и в комбинированных типах редукторов, которые состоят из передач нескольких видов, определяющим является размер тихоходной ступени.
редукторы общемашиностроительного применения характеризуются рядом показателей. Характерным для редукторов является высокий технический уровень с массогабаритным показателями и по величине крутящего момента реализуемого редуктором конкретного типоразмера, в соответствие с конструкцией деталей и степени их унификации требованиям массового производства, высокая экономическая отдача, в том числе максимальное удовлетворение всех запросов заказчиков.
Важнейшими показателями при производстве редукторов является оценка конструкции коэффициентом удельных затрат, то есть затрат на изготовление и эксплуатации. Цилиндрические одноступенчатые и многоступенчатые редукторы с межосевым расстоянием тихоходной ступени меньше 710 мм относятся к редукторам общемашиностроительного применения.
Также к редукторам общемашиностроительного применения относятся цилиндрические, планетарные редукторы с радиусом расположения сателлитов водила тихоходной ступени менее 200 мм. Все потребительские характеристики редуктора каждого типа определяются рядом основных параметров. К этим параметрам относятся передаточные отношения, крутящий момент и допускаемая консольная нагрузка на выходном валу, являющаяся силовой характеристикой редуктора.
К потребительским характеристикам редуктора относится коэффициент полезного действия редуктора. Редукторы общемашиностроительного применения в приводах комплектуются в подавляющем большинстве электродвигателями с четырьмя полюсами. Существует ряд с применением редукторов и мотор-редукторов. В зависимости от нагруженности механизма, на котором применяется тот или иной тип редуктора производится его выбор.
Так например, на нориях высокой производительности и высоты подавляющем большинстве случаев применяются цилиндрические типы редукторов, включающих в свой состав две ступени и более. Для менее нагруженных типов оборудования, например при применении редуктора на нориях небольшой производительности и высоты в подавляющем большинстве случаев используются мотор-редукторы, в том числе и червячного типа.
Выбор типа редуктора для комплектации конкретного типа привода на оборудовании, в конечном счёте определяется конструктором, который учитывает все условия эксплуатации оборудования в дальнейшем. Приводом любого механизма является компоновка электродвигателями плюс редуктор. Использование мотор-редуктора является приоритетным исходя из того что эта конструкция более компактна.
наибольшее распространение в производственной сфере занимают планетарные и цилиндрические мотор-редукторы. третье место по распространенности твёрдо занимают червячные редукторы. В червячном редукторе схема расположения вала электродвигателя и выходного вала редуктора находится под 90° по отношению друг к другу. В цилиндрических редукторах выходной вал электродвигателя и выходной вал редуктора располагаются соосно.
К области применения редукторов всех типов относятся различные средства автоматизации и системы управления, средства обработки и представления информации, система управления, специальные инструменты и медицинская техника и многие другие места применения.
Как уже отмечалось, максимально распространение получили планетарные редукторы и цилиндрические редукторы, которые выполняются по схеме взаимного расположения выходного вала электродвигателя и редуктора. Механизмы, оснащённые данным типом редукторов, хорошо работают в умеренных климатических зонах, а также при установке их в помещениях и на открытых площадках.
Все редукторы покрываются слоем грунтовки, а затем сине-серой краской. Кроме этого стандартного типа покрытия существуют и специальные способы окраски редукторов. В заключение можно отметить, что неверный выбор типа редуктора, устанавливаемого на приводную часть механизма, в конечном счете, серьёзным образом нанесёт ущерб конкурентоспособности, а также приведёт к серьёзным дефектам эксплуатации механизмов в целом. Оборудование будет часто ломаться и находиться в ремонте, что вызовет дополнительные затраты.