Механизация перегрузки зерна должна в максимальной степени обеспечивать приемку его на элеваторы и его разгрузку на различные транспортные средства. К основным транспортным средствам, с помощью которых производится транспортировка зерна на расстояние, относится автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, речные и морские суда. Для каждого из перечисленных типов транспортирующих устройств характерны свои виды транспортирующего оборудования.
Рассмотрим более подробно каждый из видов механизации перегрузки зерна. К первому типу относятся устройства для приёмки зерна с автомобильного транспорта. К основным типам устройств приёмки зерна с автомобильного транспорта относятся приёмные лари у основной нории с подачей зерна в её башмаки самотеком. В этом случае лари располагаются или вне рабочей башни элеватора или внутри её.
В тех случаях, когда лари располагаются внутри элеватора, в башне должны устраиваться специальные проезды для транспорта, что соответственно приводит к не рациональному использованию строительного объёма. Кроме того, недостатком применения приёмных ларей у основной нории является тот факт, что ёмкость и число ларей на одной нории ограничены. Также башмаки нории должны быть опущены на большую глубину. Подобного рода оборудование используется в тех случаях, когда зерно поступает случайно и в небольших количествах.
Ко второму типу приёмного оборудования с автомобильного транспорта относятся приёмные лари, расположенные вдоль и в торце корпуса элеватора с подачей зерна на подсилосные транспортёры. При использовании этого типа приёмного оборудования становится возможным включать неограниченное число ларей. К тому же транспортёр должен в этом случае проходить у самой стены и заглубляться на глубину до 4 метров. Это крайне нежелательно, а зачастую невыполнимо из-за присутствия грунтовых вод. Этот вариант практически не применяется.
Следующим типом приёмного оборудования является приёмные лари, соединённые со специальным коротким транспортером, норией, или шнеком, которые обеспечивают перемещение зерна в основную норию. Применяется данный тип приёмного оборудования в случаях, когда по местным условиям невозможно передать зерно непосредственно из ларей в основную норию посредством самотека.
Следующим типом приёмного оборудования являются приёмные амбары с наружным подъездом транспорта. Исходя из необходимости иметь большую емкость приёмных ларей, для предотвращения необходимости частого запуска конвейерного оборудования, с целью опорожнения их, необходимо создание специального сооружения для осуществления приёма зерна. Этим сооружением являются приёмные амбары, которые обладают большой ёмкостью и связаны с основными нориями специальными барными транспортёрами. В настоящее время приёмные амбары в малой степени эксплуатируется ввиду невозможности осуществления работы с автомобильным транспортом.
Следующим типом приёмных устройств являются приёмные амбары с поперечными и внутренними проездами. Данный тип амбаров приспособлен для ручной разгрузки автомобильного транспорта по ларям. В данном оборудовании проходит транспортёр, передающий по туннелю зерно в башню элеватора. Недостатком приёмных амбаров данного типа является небольшая ёмкость приёмных ларей, вместимость которых не превышает 25 т зерна. Применение данного типа приёмного оборудования максимальной степени снижает производительность.
К следующему типу приёмных устройств относятся приёмные устройства с автомобильного транспорта с большой накопительной емкостью в этом устройстве, обладающих двумя проездами и оборудованным автомобилеподъёмниками. Имеются два ряда расположенных приёмных ларей ёмкостью равной грузоподъёмности автомобиля. Под установленными ларями монтируется транспортёр – волокуша, который передаёт принятое сорное зерно. Очищенное зерно транспортируется обычным ленточным транспортером в специальную приёмную норию и перемещается в распределитель. Этот тип оборудования в наибольшей степени распространён. Кроме того благодаря автоматизации и дистанционного управления работа может вестись без простоев и при этом перемешивание не происходит.
К следующему типу устройств для приёма зерна относятся устройства приёма с железной дороги. Приёмные устройства осуществляющие работу на железной дороге делятся на несколько типов. К первому типу относятся приёмные устройства поперечного типа, которому характерно то, что транспортёры, которые перемещают зерно из ларей, расположены поперек линии железной дороги.
Ко вторым типам приёмных устройств относят приёмные устройства продольного типа. Здесь транспортёры, которые осуществляют транспортировку зерна из ларей, располагаются вдоль железнодорожных путей.
Следующим типом приёмных устройств являются приёмные устройства с вагоноопрокидывателями. Подобного рода приёмные устройства в максимальной степени распространены в США, так как конструкция вагонов, применяемая в этой стране, адаптирована к этому способу разгрузки.
Для осуществления грамотного приёма зернового материала необходима защита приемных устройств в присутствии грунтовых вод. Гидроизоляция частей приёмных устройств, расположенных ниже уровня стояния грунтовых вод применяется почти с самого начала элеваторного строительства.
Следующим типом приёмных устройств являются устройства для приёма зерна с водного транспорта. Эти устройства также подразделяются на несколько типов. К первому типу устройств для приёма зерна с водного транспорта относятся плавучие перегружатели пневматические или норийные. Подобный тип перегружателей удобен тем, что имеет постоянную, фиксированную высоту подъёма зерна и имеется возможность перемещения этих перегружателей с одного места работы на другое.
Следующим типом приёмных устройств на водном транспорте являются передвижные береговые перегружатели. Этот тип оборудования может быть пневматическим и норийным. Выгруженное зерно, пройдя подвешивание на весах перегружателями, перемещается по транспортеру на элеватор. На элеваторе зерно размещается в резервной ёмкости или транспортируется непосредственно в норию.
К следующему типу приёмного оборудования относятся стационарные береговые перегружатели. Эти перегружатели оснащаются только пневматическими установками. Башни размещаются вдоль линии причала таким образом, чтобы судно можно было разгружать без передвижки. Следующим типом перегружателей водного транспорта являются перегружатели, смонтированные у воды, и используемые в тех случаях, когда элеваторы строятся у самой набережной.
Кроме того, стоит остановиться на устройстве отгрузки. Эти устройства сооружаются по двум схемам. В первой схеме зерно отгружается со специальных, установленных отпускных бункеров, размещаемых в силосном корпусе. Разгрузка осуществляется по нескольким схемам. К первой схеме относятся отпуск по трубам из ёмкости размещённой вверху башни, ко второму галереей. Кроме того, стоит уделять особое внимание приёмным отпускным устройствам, которые должны быть увязаны с элеватором, так чтобы подъезды, подходы к ним в максимальной степени были короткими и удобными.