Конвейерные пневматические системы относятся к установкам пневматического транспорта. Они служат для осуществления транспортировки насыпных или штучных грузов по трубам или желобам с применением сжатого или разреженного воздуха. Посредством конвейерных пневматических систем становится возможным транспортировать, порошкообразные, зернистые, а также кусковые материалы с помощью воздуха.
Как уже отмечалось, с помощью конвейерных пневмосистем возможно осуществление перемещения штучных грузов, что особенно широко применяется при отправке почты, а также при отправке различной документации, к которой относятся накладные, бланки анализов и прочее подобное. Кроме того, посредством конвейерных пневмосистем осуществляется перемещение небольших грузов, таких как детали, которые размещаются внутри специальных патронов.
Одной из разновидностей является пневматическое конвейерное транспортирование. Пневматический контейнерный транспорт осуществляет транспортировку, размещённых в контейнерах грузов по трубопроводам большого диаметра. Пневматические транспортные установки, применяемые для транспортировки насыпных грузов можно разделить на определённые типы по принципу действия.
К первому типу пневматических транспортных установок относятся установки транспортирующие груз методом аэрации. Метод аэрации производит насыщение воздухом сыпучего груза и за счёт этого продукт приобретает свойства жидкости. В дальнейшем, применяя обретённую способность продукта, производится перемещение его по наклонному желобу под действием силы тяжести.
Ко второму типу относятся транспортирующие груз пневматические установки флюндизации. Заключается этот метод в том, что когда насыщенные воздухом сыпучие материалы приобретают максимальную подвижность, производится их транспортировка вдоль требуемой трассы по трубам с применением действия давления воздуха. Этот вид транспортирующего оборудования под действием воздуха называется транспортированием аэрированными потоками в плотной фазе.
Конвейерные пневматические системы, осуществляющие транспортировку различного типа насыпного груза во взвешенном состоянии с размещением в потоке воздуха можно разделить на всасывающие, нагнетательные и смешанные.
Всасывающие пневматические системы состоят из сопла, которое вместе с воздухом вбирает во внутреннее пространство насыпной груз, штабеля, и системы трубопроводов, по которым производится перемещение груза посредством потока воздуха. В дальнейшем поток воздуха подается в отделитель, в котором частицы груза сепарируются от теряющего скорость потока воздушной массы.
Отделённые части продукта выводятся из внутреннего пространства оборудования через шлюзовой затвор в приёмный пункт. Воздушная масса, насыщенная частицами продукта перемещается по трубопроводу в фильтр. В этом фильтре воздух полностью очищается от частиц продукта. Частицы пыли выводятся из фильтра через шлюзовой затвор.
Всасывающие пневматические установки в большой степени удобны тем, что в случае, когда требуется производить набор насыпного груза из нескольких пунктов с дальнейшим его перемещением в один общий приемный пункт, посредством данного оборудования производится очень легко. Примером такого применения всасывающих пневматических установок является использование этого оборудования при выгрузке зерна из барж и приёмный склад. При этом несколько сопел всасывает зерно сразу из многих отсеков трюма.
Показатель давления разряжённого воздуха во всасывающих установках пневматического типа с применением низкого вакуума варьируется до 0,01 МПа, с применением среднего вакуума до 0,2 \МПа, а с применением высокого вакуума до 0,3 МПа. Нагнетательная установка включает в свой состав компрессор, подающий сжатый воздух через воздухосборник и влагоотделитель в транспортный трубопровод.
Транспортный трубопровод принимает насыпной груз. В дальнейшем продукт вместе с потоком сжатого воздуха по транспортному трубопроводу производит перемещение вдоль трассы. Транспортный трубопровод может включать в свой состав ответвления для осуществления одновременной подачи груза в различные системные пункты.
При применении разветвлений, в конце каждого из ответвлений находятся разгрузочные комплексы. Разгрузочные комплексы включают свой состав отделитель, фильтр и шлюзовой затвор.
Нагнетательные установки в максимальной степени удобны в тех случаях, когда груз получаемый из одного места необходимо распределить по нескольким местам. Нагнетательные установки разделяются в зависимости от применяемого давления на установки с использованием высокого давления воздуха, среднего давления воздуха, и низкого давления воздуха. В этих установках допустимо использование барабанных питателей. В случаях применения нагнетательных установок высокого давления для ввода материала во внутреннюю часть трубопровода используется камерные питатели.
Установка пневматического транспортирования с использованием смешанного типа включает в свой состав всасывающий и нагнетательный трубопроводы. При этом насыпной продукт засасывается через сопло и поступает в трубопровод в отделитель. Отделитель служит одновременно питателем для нагнетательного трубопровода. Воздушная масса из отделителя проходит через фильтр и перемещается компрессором в нагнетательный трубопровод. Продукт выпадает из воздуха в отделителе и подаётся в пункт приёмки через шлюзовой затвор.
Применение установок пневматического транспортирования смешанного типа осуществляет выбор материала из нескольких загрузочных мест и перемещает одновременно в несколько пунктов разгрузки. Примером применения пневмотранспортной установки, которая осуществляет перемещение насыпного груза с высокой концентрацией смеси, является цементовоз. В нижней части автомобильной цистерны монтируются пористые перегородки, на которых лежит перевозимый цемент. Воздуходувка производит подачу в цистерну сжатого воздуха.
Воздух, перемещаясь через пористые перегородки, аэрирует цемент и придает ему состояние флюидизации, псевдоожижения. В результате цемент вытекает из разгрузочного патрубка и по трубопроводу перемещается в приёмный бункер. Воздушный поток, освобождённый от примеси цемента выходит из бункера через фильтр.
В случае, когда необходимо производить разгрузку вагонов или судов используются пневматические системы самоходного типа или плавучие перегружатели. Этот типа оборудования применяется для выгрузки цемента, а также зерна.
К основным достоинствам применения пневматических систем относится компактность применяемых трубопроводов, абсолютная герметичность трассы перемещения продукта, возможность осуществление полного автоматизированного процесса при транспортировке груза, а также простота эксплуатации оборудования.
Основными недостатками транспортировки сыпучих грузов посредством пневматических конвейерных систем является высокое энергопотребление, превышающее энергопотребление ленточных конвейеров до 15 раз. Также к недостаткам относится интенсивные истирание поверхностей, контактирующих с перемещаемым продуктом, особенно с частями абразивного материала.
Кроме того, посредством пневматического оборудования невозможно транспортировать липкие и влажные грузы.
Конструктивно конвейерные пневматические системы включают в свой состав загрузочные устройства, затворы, фильтры, разгрузочные устройства, трубопроводы, ресиверы и маслоотделители.