Износ производственного оборудования и оценочная стоимость. Всё оборудование характеризует ряд потребительских свойств, или иначе, выходных параметров, которые, в конечном счете, оказывают влияние на износ производственного оборудования, механизмов и на оценочную стоимость.
Предельный показатель каждого из них прописывается в сопроводительных документах на оборудование. Так, для технологического оборудования основными характеристиками, показателями, являются производительность и точность оборудования.
Лишь в том случае, если машина по-прежнему выполняет функции, соблюдая требуемую производительность в допустимых пределах погрешностей, можно назвать её работоспособной. Работоспособность машин и механизмов-это состояние оборудования, при котором оно способно производить работу с полным сохранением основных показателей.
Безусловно, при эксплуатации любого оборудования происходит износ сопрягаемых друг с другом деталей, что, в конечном счёте, приводит к явному снижению точности работы оборудования, а также повреждению поверхностей сопрягаемых деталей, что приводит истончению деталей и коррозийным повреждениям, например в резервуарах и трубопроводах.
Такой износ происходит в большей степени в химической промышленности.
В конечном счёте, коррозионное разрушение приводит к серьезному загрязнению перемещаемых химических веществ и снижает пропускную способность трубопроводов, а в некоторых случаях и к полной остановке агрегатов.
Переменные силовые воздействия, возникающие при эксплуатации машин и механизмов, воздействует в первую очередь на такие детали как валы и оси, болты и элементы сварных и заклепочных соединений. При этом возникают усталостные разрушения и трещины, что приводит к общему снижению прочности и как следствие поломки оборудования. Общее нарушение работоспособности машин и оборудования называют его отказом.
Отказы оборудования условно делятся на два основных типа.
К первому типу относятся внезапные отказы, которые возникают как результат сочетания всех не благоприятных факторов, в значительной степени превышающих максимальные возможности оборудования. Они не являются случайными и не зависят от общей продолжительности предыдущей эксплуатации машины и оборудования.
Ко второму типу относятся постепенные отказы, в результате которых происходит старение машины, износ деталей и узлов, и как следствие общее снижение всех основных показателей качества. Исходя из длительности эксплуатации машины, производится оценка вероятности возникновения такого отказа. Чем больше работает машина, тем выше риск производственного отказа. Постепенный износ и отказ являются наиболее распространенными.
При этом, как показывает практика, возникновение отказов можно описать определенной закономерностью. Отказы приработки относятся к внезапным отказам. При возникновении отказов приработки оборудования выявляются слабые места машин и механизмов, а также места не соответствующие требуемому качеству оборудования. В результате этого происходит отказ оборудования. Соответственно, отказы приработки возможны только в машинах, где применяются узлы или детали недостаточно высокого качества.
При этом возникновение отказов приработки говорит о недостаточности обкатки машины при пусковых, обкаточных периодах. Чем дольше производилась обкатка, и больше внимания уделялось машине, тем дороже, в конечном счёте, оборудование. Отказ приработки возможен в достаточно небольшом, ограниченном промежутке времени. С течением времени отказы приработки исчезают полностью.
В дальнейшем наступает период нормальной эксплуатации оборудования, и происходят уже более серьёзные, глобальные нарушения и разрушения машин и оборудования. В результате действия постоянных нагрузок и воздействия на машины и механизмы происходит необратимое изменение ее свойств в целом. Чем больше машина эксплуатируется, тем более значительна концентрация возникающих повреждений узлов и механизмов. В этот период происходит износ, усталость деталей, что в результате приводит к необратимым изменениям и общее сопротивление внешней нагрузке снижается.
Если машина входит в технологическую цепочку, то снижается показатель производительности и в значительной степени снижается качество производимой продукции. Спустя определенное время наступают катастрофические износы. При этом дальнейшая эксплуатация машины уже признаётся экономически нецелесообразной. Для предотвращения наступления подобного рода глобальных повреждений оборудование подвергается текущему и капитальному ремонту.
Надежность машины это способность оборудования в течение длительного срока функционировать без поломок. Безотказность оборудования является свойством, при котором непрерывно сохраняется работоспособность всего механизма в определённый, фиксированный промежуток времени. Эти два показателя являются показателями, описывающими оборудование. Чем выше эти показатели, тем более ценится машина.
Основным фактором, влияющим на снижение общей надёжности оборудования в процессе эксплуатации вследствие механических взаимодействий, является износ. Износ отражает с одной стороны понижение общего уровня свойств оборудования, и как следствие, понижение оценочной стоимости оборудования как объекта оценки с другой стороны.
Амортизационные затраты являются процессом распределения основных затрат закупки оборудования разбитые на полный срок эксплуатации, при этом амортизация не является оценочной процедурой. Остаточная стоимость в соответствии с амортизационными сроками не относится к рыночной стоимости оборудования. Это связано с тем, что амортизационный остаток не описывает общее состояние машины, износ её деталей и узлов, полезности и вероятного технического отставания от современного оборудования.
Амортизация является остаточной стоимостью оборудования. Как пример можно привести лизинговую стоимость оборудования, когда в течение нескольких лет эксплуатации оборудования у лизингополучателя балансовая стоимость снижается до нуля. При этом рыночная стоимость применяемого оборудования остаётся высокой.
Можно различить три вида причин вызвавших износ оборудования. К первому виду относятся физический износ. Он возникает при ухудшении работоспособности машины или оборудования в результате естественных причин, изнашивания деталей и узлов при долгом хранении, или эксплуатации.
Ко второму типу относится функциональный износ, который возникает как результат использования новых технологий и материалов в производствах с аналогичным оборудованием.
Третьим типом износа относится внешний экономический износ, уменьшающий стоимость оборудования, обусловленный воздействием на оборудовании внешних факторов. Определение стоимости зачастую не учитывает все три вида износа. Только при применении затратного подхода к процессу расчёта ТО и оценке стоимости объекта производится определение полной стоимости.
При этом важность учёта представленных типов износа обуславливается относительно небольшими нормативными сроками службы подавляющего большинства эксплуатируемых машин, высокой динамикой проявления новых технологий а также применением новых материалов и конструкций машин, что приводит к достаточно быстрому функциональному износу, и относительно быстрому понижению спроса на выпускаемые виды продукции.