Выбор ловителей для конвейеров является одной из важнейших задач в случае применения транспортирующих механизмов, предназначенных для транспортировки грузов под углом, или в вертикальном направлении.
На выбор ловителей для конвейеров влияет множество факторов. К основным факторам, которые в конечном счёте определяют выбор типа ловителя относится направление транспортирования груза при нормальной работе конвейера, при движении вверх-вниз, длина конвейера, скорость движения ленты, основные физико-механические свойства перемещаемого груза, к которым относится размер перемещаемых кусков, сыпучесть материала, магнитные свойства груза, показатели насыпной плотности.
Также к факторам определяющим выбор того или иного типа ловителей относится назначение транспортёра, в частности для каких целей применяется механизм (для транспортировки грузов или людей), основные требования к надёжности улавливания конвейерной ленты, условия центрирования транспортерной ленты при нормальной эксплуатации конвейерного оборудования, способ опоры ленты, в частности опоры на ролики или на плоские поверхности, какой является улавливаемая ветвь, грузовая, холостая, или же обе ветви транспортерной ленты.
Также факторами определяющими выбор ловителей является расположение приводных и натяжных барабанов — по концам транспортёра, или на нижней ветви ленты, размеры поперечного сечения выработки галереи, конструкция рамы транспортёра с жёсткими или гибкими, канатными или цепными прогонами, способ заполнения конвейерной ленты перемещаемым грузом, а в частности равномерный по длине, симметричный по ширине, или же неравномерный и несимметричный.
Также на выбор ловителей для конвейеров влияет допустимое значение обратного хода конвейерной ленты при её улавливании, технико-экономические показатели и допустимый в данных условиях уровень затрат которые напрямую связаны с оборудованием конвейерного механизма улавливающими устройствами.
При осуществлении расчёта и выбора параметров ловителей, которые сводятся к определению соотношения между длинами тормозного пути и улавливаемого участка конвейерной ленты и заданию одного из них в соответствии с конкретными условиями производства и параметрами ленточного транспортера, необходимо учесть тот факт, что для всех типов ловителей соотношение между указанными характеристиками сводится всего к двум видам, а в частности для роликовых и многозвенных рычажных ловителей и для маятниковых, эксцентриковых, планочных, рычажных с боковым и нижними захватами, туннельно клиновых с подвижным кожухом.
Размещение ловителей вдоль трассы перемещения сыпучих грузов и шаг между ними определяются прежде всего в соответствие с максимально возможной тормозной силой, которая может развиваться единичным ловителем, а место установки выбранного ловителя в верхней части конвейера определяется наиболее вероятной зоной разрыва ленты, которая соответствует зоне максимального натяжения транспортерной ленты.
С этой точки зрения на конвейерах с расположением привода на холостой ленте наиболее вероятное место разрыва является зона набегания ленты на первый приводной ролик холостой ветви, а при расположении привода в головной части конвейера на грузовой ветви, также в зоне набегания при транспортировании груза вверх или набегание при перемещении груза вниз с приводного барабана.
С другой стороны, учитывая вероятный характер обрыва ленты конвейера в любой точке вдоль трассы хотя и с меньшей вероятностью нельзя исключить возможность обрыва в любом месте вдоль трассы. Вероятность разрыва ленты в любом месте объясняется износом конвейерной ленты, происходящим вследствие эксплуатации оборудования.
Этот износ, во-первых, невозможно проконтролировать, а во-вторых развивается он в течение продолжительного времени в результате сочетания различных отрицательных воздействий на транспортерную ленту. К таким воздействиям в частности относится коррозия, усталостное разрушение канатной основы резинотросовых лент, механические повреждения и естественное и абразивное изнашивание лент с любой конструкцией каркаса.
Также на износ ленты влияет повышение жёсткости лент при отрицательных температурах в рабочей зоне. Действие разрушающих ленту факторов усиливается при нарушении правил эксплуатации транспортерного оборудования, а в частности при использовании лент значительно превысивших свой эксплуатационный ресурс в соответствии с нормами.
Выбор ловителей для конвейеров производится, в том числе с учётом возможного обратного хода ленты, который в свою очередь определяется режимом эксплуатации транспортного оборудования при работе на подъём или спуск, а также временем срабатывания ловителя от момента обрыва конвейерной ленты до начала торможения и начальной скорости движения конвейерной ленты.
Для транспортёров перемещающих груз вниз ключевым фактором является скорость движения конвейерной ленты при нормальной эксплуатации транспортёра. Сравнительную качественную оценку перечисленных параметров в зависимости от режима эксплуатации транспортерного оборудования, а также в зависимости от типа ловителя можно получить, произведя анализ закономерности изменения скорости перемещения конвейерной ленты во время обрыва.
Просто убедиться в том, что при прочих равных условиях максимальная начальная скорость ленты и обратный ход ленты соответствует режиму эксплуатации транспортерного механизма при перемещении груза вниз. При перемещении груза вверх тормозной путь, а также обратный ход ленты значительно сокращаются за счет существенно меньшего значения начальной скорости конвейерного полотна. При этом её значение и знак зависит от соотношения времени срабатывания ловителя и времени свободного выбега ленты конвейера после обрыва.
Выбор ловителей для конвейеров включает в свой состав не только их выбор, но и количество ловителей. При любом тормозном усилии, которое развивается одним ловителем, следует устанавливать особенно в ответственных случаях не менее двух ловителей с их размещением в верхней части конвейерного механизма.
Это в большей степени относится к мощным ленточным транспортерам. Для того чтобы снизить вероятность развития возникающей аварийной ситуации при обрыве конвейерной ленты ловители можно размещать двумя способами, в первом случае равномерно распределяя их по длине, а во втором случае с увеличивающимся шагом в сторону нижней части транспортерного оборудования.
При выборе места размещения первого ловителя и выборе минимального шага между ловителем с большими значениями развиваемых или тормозных усилий следует руководствоваться тем фактом, что пролёт перед ловителем в направлении скатывания ленты во время возникновения обрыва должен быть минимум больше пути проходимого конвейерной лентой за время включения и срабатывания ловителя.
Маятниковые и эксцентриковые ловители применяются только в качестве дополнительных улавливающих средств. При применении многозвенных рычажных ловителей тормозные рычаги которых группируются, например в трёх местах могут быть равномерно распределены по всей длине транспортёра.
Выбор ловителей для конвейеров является задачей многофакторной. Он должен опираться на существующий специально разработанный ряд рекомендаций.