Конвейеры для пылящих грузов это оборудование, предназначенное для осуществления транспортировки порошкообразных, сильно пылящихся продуктов без риска попадания их во внешнюю среду. Использование данного типа транспортирующих механизмов, в конечном счете, позволяет применять конвейеры для пылящих грузов в составе технологических цепочек, а также для осуществления погрузочных и разгрузочных работ.
Минимизация попадания частей пыли в окружающую среду, в конечном счете, позволяет в максимальной степени минимизировать негативное воздействие частиц пыли на окружающую среду и исключить нанесение вреда здоровью обслуживающему транспортерное оборудование персоналу. В зависимости от характеристик конвейеров для пылящих грузов данный тип оборудования используется практически во всех отраслях промышленности.
Необходимость применения данного типа оборудования конвейеров для пылящих грузов в максимальной степени оправдана на мукомольных предприятиях, на заводах по производству цемента, при производстве талька и прочих подобных продуктов, склонных к максимальному запылению окружающей среды при транспортировке.
Существует несколько основных типов конвейерного оборудования, предназначенного для перемещения сильно пылящихся грузов. При этом для транспортировки применяются и конвейеры, обладающие тяговым органом и конвейеры без тягового органа в составе конструкции. К транспортерам, обладающим тяговым органом, предназначенным для перемещения пылящих грузов, в первую очередь относятся цепные транспортёры и элеваторы ковшовые.
Транспортировка сыпучих грузов обладающих повышенной склонностью к пылеобразованию посредством цепного транспортера осуществляется путём волочения продукта внутри желоба. Волочение груза производится с помощью скребков, установленных на цепном полотне. Верхняя часть желоба закрывается специальными крышками. С целью обеспечения максимальной герметичности трассы перемещения сыпучих грузов, между крышками и фланцами установлены уплотнения, изготовленные из картона или из резины.
Поступательное движение цепи с установленными скребками производится посредством звёздочек, установленных на приводной оси конвейера. Один конец оси выводится за внутреннее пространство транспортера и соединяется с приводом, который крепится к правой или левой стороне желоба на площадке. В качестве комплектации привода конвейера может выступать мотор-редуктор, электродвигатель плюс редуктор, электродвигатель плюс клиноременная, или цепная передача.
С противоположной стороны транспортёра располагается ось с установленной звёздочкой подвижной в осевом направлении. Эта подвижность необходима для осуществления натяжения цепного полотна. Натяжение производится посредством специального натяжного механизма. Чаще всего применяется натяжной механизм винтового типа.
Значительно реже, но всё же применяются ленточные конвейеры в качестве транспортирующего механизма, предназначенного для пылящих продуктов. В случае использования ленточных конвейеров в качестве транспортирующего механизма для пылящих продуктов верхняя часть трассы перемещения оснащается специальными закрывающими внутреннее пространство коробами. Использование ленточных конвейеров для пылящих продуктов может быть обосновано лишь в случае потребности большой производительности конвейера или повышенной его длины.
Для обеспечения вертикального подъёма пылящих грузов применяются транспортирующие механизмы называемые элеваторы ковшовые. В качестве тягового органа в данном типе транспортерного оборудования выступает конвейерная лента с установленными на ней ковшами. Также в качестве тягового органа на элеваторе ковшовом применяется цепь с установленными на ней ковшами. В верхней и нижней части устанавливается либо вал с барабаном, либо ось со звёздочками (в зависимости от типа применяемого элеватора ковшового).
В верхней части элеватора ковшового располагается приводной вал или ось, один конец которого выходит за внутреннее пространство оборудования и соединяется с приводной частью. Загрузка конвейера осуществляется в нижней части, называемой башмаком нории через специальное загрузочное окно. Разгрузка элеватора ковшового производится в верхней части, называемой головой нории под действием центробежных сил и сил гравитационных.
Существует два основных типа элеваторов ковшовых. К первому типу относятся быстроходные элеваторы ковшовые с использованием скоростей перемещения ленточного либо цепного полотна превышающей 1 м/с. Второй тип элеваторов ковшовых производит транспортировку цепного или ленточного полотна со скоростью менее 1 м/с. Особенности применяемой конструкции рассмотрены более подробно в разделе нории, элеваторы на нашем сайте.
В зависимости от характеристик транспортируемого груза используется в качестве материала для изготовления основных элементов элеватора ковшового чёрный металл, оцинкованная сталь, или нержавеющая сталь. Элеваторы ковшовые, выступающие в качестве конвейеров для пылящих грузов оснащаются газоразрядными устройствами. Применение газоразрядных устройств в составе конструкции элеваторов ковшовых оправдано из-за возникновения во внутреннем пространстве избыточного давления воздушной пыльной смеси.
В результате возникновения этого избыточного давления повышается риск возникновения взрыва и пожара. Газоразрядное устройство осуществляет стравливание избыточного давления из внутреннего пространства нории. Существует два основных типа газоразрядных устройств. К первому типу относятся газоразрядные устройства мембранного типа. Второй тип включает в свой состав подвижную крышку.
Конвейеры для пылящих грузов, не имеющие в своём составе тягового органа, не менее распространены. К данному типу транспортёров относятся конвейеры шнековые, конвейеры винтовые. Существует два основных типа шнековых транспортеров. К первому типу, в максимальной степени применяемому при перемещении сильно пылящихся грузов, относятся конвейеры винтовые исполнения в трубе. В общем виде конструктивно данный тип конвейеров состоит из цилиндрической обечайки, оснащённой фланцами, внутри которой размещается в подшипниковых узлах шнек.
Шнек представляет собой спираль, наваренную к центральному элементу, в качестве которого выступает полая труба. Транспортировка груза производится посредством проталкивания витками размещённого во внутреннем пространстве сыпучего груза. На участке загрузки шнековый транспортёр оснащается загрузочным патрубком, который может оснащаться фланцами для осуществления крепления к элементам трубопровода.
На участке выведения перемещаемого груза из внутреннего пространства конвейерного оборудования размещается разгрузочный патрубок, который также может оснащаться фланцами для крепления к трубопроводам. В некоторых случаях конвейер винтовой может производить транспортировку пылящих грузов вертикально вверх под углом в 90. В этом случае частота вращения значительно превосходит показатели чистоты вращения при работе конвейера под наклоном.
В случае работы транспортёров горизонтальной плоскости, или под углом, не превышающим 15-20, применяются конвейеры шнековые исполнения в желобе. Обечайка в данном транспортере представляет собой полуцилиндр, рассечённый в осевом направлении. Верхняя часть полуцилиндра оснащается фланцами, к которым крепятся крышки, закрывающие внутреннее пространство транспортёра для предотвращения попадания частей пыли во внешнюю среду.