Тяговый орган конвейера

Тяговый орган конвейера
Тяговый орган конвейера

Тяговый орган конвейера

Тяговый орган конвейера включается в состав транспортирующих механизмов, в которых перемещение штучных, сыпучих, а также тарных грузов производится с помощью специальных дополнительных элементов, входящих в общую конструкцию оборудования. В качестве таких элементов, входящих в конструкцию механизмов в подавляющем большинстве случаев выступают транспортерные ленты, шарнирные цепи, а также канаты.

Наиболее распространенным тяговым органом конвейеров являются транспортерные ленты.  Основным достоинством использования транспортерной ленты в качестве тягового органа является возможность его применения не только в качестве тягового органа, но и качестве грузонесущего элемента, транспортирующего механизма.

Кроме того, при применении в качестве тягового органа транспортерной ленты обеспечивает максимальную бесшумность эксплуатации оборудования и полному отсутствию, возникающего износа шарнирных сопряжений ввиду их отсутствия. Также является немаловажным преимуществом использования в качестве тягового органа транспортерной ленты высокая скорость транспортирования грузов, которая может достигать восьми метров в секунду.

Следствием применения повышенных скоростей перемещения грузов является возможность обеспечения высокой производительности транспортирующего механизма. Кроме того, преимуществом использования конвейерной ленты является также и возможность применения в качестве тягового органа транспортерной ленты с повышенной шириной, достигающий трех метров и более. Такой показатель ширины конвейерной ленты помимо обеспечения высокой производительности оборудования, даёт возможность перемещать крупные, негабаритные изделия.

Следующим достоинством использования транспортерных лент в качестве тягового органа конвейера является сравнительно малая масса оборудования в целом (например в сравнении с весом оборудования с использованием в качестве тягового элемента цепи). Также неоспоримым достоинством применения транспортерной ленты в качестве тягового органа конвейера является её гибкость.

Тяговый орган конвейера в виде транспортерной ленты может позволять применение общей трассы перемещения грузов достигающий пяти километров при производительности достигающей 30.000 тонн в час. Тяговый орган конвейера в виде транспортерной ленты также имеет некоторые недостатки использования. К основным недостаткам относится применение для обеспечения передачи тягового усилия фрикционного способа сцепления и как следствие потребность в обеспечении крайне большого показателя начального натяжения транспортерной ленты.

Показатель натяжения ленты может достигать 200% относительно полезного тягового усилия. Кроме того, повышенный показатель натяжения приводит к общему усложнению используемого привода транспортёра, а также приводит к сложностям запуска конвейерного оборудования.

Следующим недостатком использования тягового органа конвейера в виде транспортерной ленты является неспособность её эффективно функционировать в экстремальных условиях, при экстремально низких, или при экстремально высоких температурах, так как при достижении этих температур эластичность тягового органа, так же как и его гибкость теряется.

Кроме того, эксплуатация в столь экстремальных условиях приводит к потере прочности транспортерной ленты, и как следствие повышенному повреждению тягового органа.  Ещё одним недостатком использования транспортерной ленты в качестве тягового органа транспортёра является повышенная её чувствительность к ударным нагрузкам при перемещении больших кусков материала, например горной породы.

Также недостатком использования транспортерной ленты являются небольшие показатели продольной эластичности тягового органа и соответственно большие значения габаритов высоты. Во время длительной работы происходит удлинение транспортерной ленты в среднем на 4- 6%, что требует постоянного увеличения натяжения ленты и соответственно приводит к более скорому выходу из строя тягового органа.

Неспособность обеспечить прочностные характеристики крепления дополнительных грузонесущих элементов, таких например как ковши, применяемые на ковшовых элеваторах, также является недостатком использования данного типа тягового органа. Соответственно, при небольших потоках перемещаемых грузов, а также достаточно небольших расстояниях перемещение грузов целесообразно использовать в качестве тягового органа конвейера цепи.

Тяговый орган конвейера в виде цепи обладает более высокой удельной прочностью и гибкостью, и как следствие имеет меньшие габаритные размеры по высоте. Кроме того, цепи, используемые в качестве тягового органа на конвейерах, способны более эффективно работать при экстремальных температурах, в отличие от транспортерных лент.

Тяговые органы конвейера в виде цепи по объёму использования, определяемых показателях длины тягового элемента значительно превосходят транспортерной ленты. Стоит отметить, что количество перемещаемого груза с помощью цепного полотна значительно меньше чем количество перемещаемого груза перемещаемого с помощью транспортерной ленты.

Тяговый орган конвейера в виде цепи обладает целым рядом достоинств, отличающих его применения от прочих тяговых органов конвейеров. Одним из основных достоинства использование цепей в качестве тягового органа конвейера является простота крепления элементов цепи между собой, способность произведения замены сломанных элементов цепи на новые, малые показатели общего удлинения цепного полотна при нагрузке во время транспортирования грузов.

Кроме того, достоинством использования цепного полотна в качестве тягового органа, является отсутствие необходимости в произведении повышенного натяжения цепного полотна вследствие более надёжного сцепления звёздочек с цепью. Также неоспоримым достоинством использования цепей является её надёжность, длительный срок эксплуатации и большой ряд номенклатуры, удовлетворяющий различным потребностям технологических операций.

Применения цепей в качестве тягового органа обладает и некоторыми недостатками, например такими как невозможность обеспечения сверхвысокой производительности, неспособность транспортировать грузы на многокилометровые расстояния, достаточно быстрое изнашивание шарнирных соединений цепи вследствие постоянного трения, а также неспособность перемещения абразивных материалов из-за быстрого выхода из строя шарниров.

Так же к недостаткам можно отнести загрязнение шумом окружающей среды и достаточно малой скорости перемещения цепного полотна. Тяговый орган конвейера в виде каната обладает также рядом преимуществ. К основным преимуществам относится небольшая стоимость тягового органа, повышенная удельная прочность, а также более высокие показатели гибкости. Также к преимуществам использования канатов относится возможность транспортирования абразивных материалов, так как в составе тягового органа отсутствуют шарнирные соединения.

В сравнении с используемыми в качестве тягового органа цепями, канаты в качестве тягового органа работают более бесшумно и могут транспортировать грузы с более высокими скоростями. Тяговый орган конвейера в виде канатов не получил широкого распространения из-за присутствия достаточно серьёзных недостатков, к которым относится применение, как и транспортерной ленте, фрикционного способа сцепления.

Потребность обеспечения высокого натяжения тягового органа также является недостатком. Кроме того, в отличие от транспортерной ленты, конструкция натяжных устройств канатов более сложна, а показатели натяжения требуются значительно выше и в разы превышают полезное тяговое усилие.

Также к недостаткам использования канатов в качестве тягового органа конвейера относятся и проскальзывание, возникающее во время движения груза, а также крепление грузов, и грузонесущих элементов к канату значительно сложней.