Ролик ленточного конвейера

Ролик ленточного конвейера

Ролик ленточного конвейера является одним из основных элементов, воспринимающих нагрузку во время произведения перемещения сыпучего, тарного, или штучного груза вдоль трассы. В зависимости от характеристик транспортируемого груза выбирается та или иная конструкция ролика.

Ролик ленточного конвейера является наиболее массово выпускаемой продукцией. Именно ролики ленточного конвейера занимают третью часть стоимости всей конструкции в целом, в связи с большим количеством их применение. В настоящий момент на территории Российской Федерации применяется в конструкции ленточных конвейеров не менее 25 млн. роликов.

Безусловно, существует большое количество конструктивно отличающихся друг от друга конвейерных роликов, но можно выделить всего лишь два вида роликов принципиально отличающихся по конструкции друг от друга. К первому типу относятся ролики, включающие в свой состав сквозную ось и встроенные подшипники. Ко второму же типу конвейерных роликов относятся моноблочные ролики с применением, в конструкции выносных подшипников установленных на осях.

Подавляющее большинство применения занимают ролики со сквозными осями и с применением в конструкции вращающихся обечаек в виде цилиндра. Устанавливается обечайка в подавляющем большинстве случаев на подшипники качения, расположенные в противоположных концах ролика. В случаях применения роликов для ленточного конвейера на предприятиях, не относящихся предприятиям повышенной пожароопасности и взрывоопасности, а также, если условия эксплуатации ленточного конвейера не являются экстремальными, используются ролики шести основных унифицированных типов.

Каждый тип роликов имеет свои размеры диаметра обечайки, а также в конструкции применяется свой тип подшипников. Во время производства обечаек используются высокоточные электросварные трубы, изготовленные с дополнительным волочением по внутренней части.

Основные диаметры роликов выбираются из стандартного ряда от 89 мм до 194 мм. Выбранные ролики для ленточного конвейера, имеющие диаметр 89, 185 также 133 мм включают в свой состав шариковые подшипники. Ролики, изготовленные с диаметром 159 мм, оснащаются роликовыми и шариковыми подшипниками. Ролик конвейера с диаметром 194 оснащается только роликовыми подшипниками.

Все подшипники, устанавливаемые на роликах, оснащаются специальной системой штампованных колец. Эти кольца предназначаются для образования бесконтактных лабиринтных уплотнений.  Именно такой тип уплотнений обеспечивает минимальное сопротивление во время произведения вращательного движения ролика. Кроме того, данный тип уплотнений максимально обеспечивает защиту подшипников от попадания извне посторонних частиц, способных вызвать преждевременный износ, или же даже скорейший выход из строя подшипников. Существует конструкция, включающая в свой состав специальные блочные уплотнения.

Для обеспечения долговременной эксплуатации подшипники смазываются. Конические подшипники, применяемые в качестве составной части роликов, оснащаются периодически возобновляющимися смазочными материалами. Подача смазки в данных типах роликов осуществляется через пресс-маслёнку.

Ролики могут быть оснащены специальным слоем резины, установленным на внешней поверхности обечайки. Установка слоя резины называется футерованием роликов. Футерование роликов ленточного конвейера необходимо в тех случаях, когда да ролики устанавливаются в местах, воспринимающих наибольшие ударные нагрузки во время работы. К таким местам относятся участки загрузки материалом. Применение футеровки в конструкции роликов существенно увеличивает надёжность ленточного конвейера.

Футерование роликов может производиться двумя основными способами. В первом случае футерование производится сплошным листом резины полностью покрывающим поверхность обечайки ролика, а во втором случае применяются специальные резиновые кольца, которые одеваются на обечайку. Применение в конструкции роликов резиновых колец в значительной степени обеспечивают амортизацию при ударных нагрузках. В качестве колец применяются резиновые пустотелые элементы. Во время работы ленточного транспортера с кусками материала, значительно превышающими средние значения целесообразно применять на участках загрузки резиновые кольца.

Кроме того, для работы с крупными кусками материала применяются ролики с большими диаметрами, достигающими 219, 245 мм. Этот роликов, использующихся в ленточных конвейерах, обладает сквозной осью, и являются завершёнными и абсолютно независимыми работающими узлами.

Основным недостатком применения этого типа роликов является большая металлоемкость, и как следствие повышенное масса всего оборудования в целом. Кроме того, к недостаткам этого типа роликов относится повышенная трудоёмкость при производстве, в связи с усложненной конструкцией. Так же недостатками является усложнённое обслуживание, связанное со сложной конструкцией ролика.

Ролики данного типа должны подвергаться серьезному контролю качества, так как, в конечном счёте снижение качества изготовления роликов приведет к существенному уменьшению срока службы оборудования. Нарушение качества изготовления роликов способно вызвать их заклинивание.

Для увеличения срока службы целесообразно устанавливать сферические подшипники. Именно эти подшипники допускают работу с небольшими перекосами, достигающими 3.  Так же стоит отметить, что при установке сферических подшипников лабиринтные уплотнения продолжают прекрасно работать. Ролики, имеющие большие диаметры при возникновении перекосов компенсируется установкой специальных вкладышей, имеющих сферическую отбортовку, а также обечайку, имеющую в своей конструкции сферические торцы. Соединение этих двух сопрягаемых элементов производится посредством болтовых соединений и обеспечивает максимальную соосность, имеющихся в составе радиальных шариковых, а также конических подшипников посредством использования специального приспособления.

Моноблочные ролики используется значительно реже, и состоят из монолитного, единого корпуса включающего в свой состав полуоси. Корпус изготавливается путём горячей обкатки трубчатой заготовки. Моноблочные ролики имеют меньший вес с и не имеют столь большой трудоёмкости во время производства, и как следствие имеют меньшую себестоимость. Недостатком применения моноблочных роликов является необходимость произведения установки высокоточной поперечины, обеспечивающей эксплуатацию данного типа роликов без перекосов. В случае отсутствия данной поперечины неизбежно возникнет перекос, и как следствие либо заклинивание роликов, либо существенное снижение сроков эксплуатации.