Нории центробежные — это оборудование, предназначенное для вертикального транспортирования все его спектра сыпучих грузов с использованием в работе центробежных сил. Нории центробежные используются в подавляющем большинстве производств, где требуется поднимать хорошо сыпучие, сухие, обладающие небольшими насыпными плотностями продукты на высоту, достигающую 50 метров.
Производительность центробежных норий может достигать нескольких сотен тонн в час. Нории центробежные значительно более производительные, чем нории гравитационные. Основным отличием норий центробежных от гравитационных является способ загрузки и разгрузки. В общем виде нории центробежные состоят из нескольких основных узлов, к которым относится башмак нории, расположенный в нижней части оборудования, голова нории, расположенная в крайней верхней точке. Также в состав конструкции входят промежуточные секции, которые формируют основную шахту транспортировки груза.
Нижняя часть нории центробежной изготавливается таким образом, чтобы появлялась возможность разместить груз, поданный через загрузочное окно во внутреннее пространство башмака. Загрузка ковшей осуществляется при огибании тягового органа с ковшами натяжного барабана, или же натяжных звёздочек.
Ковш зачерпывает груз расположенный навалом во внутреннем пространстве башмака и далее перемещается вдоль шахты нории вплоть до верхнего элемента, называемого головой нории. Голова нории оснащается приводным барабаном, или же приводной осью с установленными на ней звёздочками. Огибая звёздочки или приводной барабан груз, расположенный во внутреннем пространстве ковшей под действием центробежных сил выплёскивается и выводится через разгрузочное окно, оснащенное патрубком.
Рабочие скорости эксплуатации норий центробежных варьируются в пределах от 1,2 м/с и более. В качестве тягового органа нории центробежные комплектуются конвейерной лентой или цепным полотном. Выбор того или другого тягового органа в конечном счёте обеспечивается характеристиками перемещаемого насыпного груза.
Применение в качестве тягового органа цепи в максимальной степени минимизирует риск возникновения отрыва ковшей от цепного полотна в момент произведения зачерпывания продукта из насыпи в нижней части башмака нории. Однако с другой стороны применение цепного полотна в качестве тягового органа в случаях применения нории центробежной в достаточной степени увеличивает стоимость обслуживания оборудования и его изготовления, поэтому необходимо тщательно взвесить все достоинства и недостатки использования цепного полотна для перемещения конкретного продукта.
Ленточное полотно в значительной степени удешевляет общую конструкцию, однако не обеспечивает максимальную гарантию крепежа ковша к ленте. Отрыв ковшей от ленты способен вызвать заклинивание элеватора и остановку эксплуатации оборудования, а в некоторых случаях привести к полному обрыву конвейерной ленты. Разрыв тягового органа, в качестве которого выступает конвейерная лента, на долгое время выводит из работоспособного состояния данный тип оборудования.
В максимальной степени эффективно работают нории центробежные на таких продуктах, как зерно, семя подсолнечника, сухой торф, сухой песок, мелкий гравий и прочих подобных продуктов, предназначенных для подъёма на требуемую высоту. Нории центробежные также ещё называются нориями быстроходными.
Быстроходные нории оснащаются своими типами ковшей. К основным типам ковшей, которые применяются для работы в нориях центробежных, относятся глубокие ковши, мелкие ковши, с сомкнутыми ковшами в случаях применения цепного транспортера, а также с сомкнутыми скругленными ковшами, а также в случае использования цепи в качестве тягового органа.
Голова нории центробежной оснащается одним валом с барабаном или одной осью со звёздочками и не включают в свой состав специальных отклоняющих элементов, что существенно снижает общую конструкцию оборудования в целом. Ковши, включаемые в состав конструкции быстроходных норий, могут быть изготовлены из специального износостойкого пластика, черного металла, а также с применением в качестве материала для ковша нержавеющей стали.
Выбор того или другого материала для изготовления ковшей также производится с учётом характеристик транспортируемого груза. При транспортировке груза посредством быстроходных норий ковши располагаются на некотором удалении друг от друга. Расстояние между установленными последовательно ковшами называется шагом ковшей.
Широкое распространение применение норий быстроходных получило на предприятиях по переработке зерна, а в частности на мукомольных предприятиях. Посредством данного типа оборудования транспортируется мука с перемещением на требуемую высоту. В связи с тем, что транспортируемые нориями центробежными продукты, такие как зерно, мука и прочие относятся к категории взрывоопасных веществ, в данном типе оборудования предусматривается ряд специальных элементов, которые служат для предотвращения возникновения взрыва и пожара.
Основным таким элементом является газоразрядное устройство. Газоразрядные устройства изготавливаются двух типов. К первому типу относятся газоразрядные устройства мембранного типа, в которых стравливание возникающего во внутреннем пространстве газа производится путём разрыва мембраны.
Ко второму типу газоразрядных устройств относятся устройства с откидным клапаном. Принцип действия данного устройства заключается в следующем. При транспортировке сыпучих материалов, склонных к пылеобразованию, во внутреннем пространстве оборудования возникает воздушная смесь насыщенная частями продукта. С течением времени во внутреннем пространстве нории центробежной возникает избыточное давление, способное привести к взрыву.
Именно для предотвращения возникновения взрыва устанавливается газоразрядное устройство. Газоразрядное устройство устанавливается в верхней части головы нории. В зависимости от применяемой скорости перемещения ленточного или цепного полотна выбирается место расположения разгрузочного окна. Кроме того, стоит отметить, что применение глубоких и мелких ковшей осуществляется только на быстроходных нориях.
Ковши изготавливаются из листового металла с толщиной от 1 до 6 мм посредством сварки или штамповкой. В некоторых случаях ковши отливаются из чугуна, но данный тип ковшей не применяется на нориях центробежного типа.
В качестве тягового органа, как уже отмечалось выше, в подавляющем большинстве случаев для нории центробежной используется конвейерная лента резинотканевая, а также резинотросовые элементы. Крепление ковшей производится посредством болтов со специальной головкой. Головка болтов изготавливается таким образом, чтобы не мешать прохождению ленты на барабанах.
Для исключения скопления перемещаемого груза между задней стенкой ковша и лентой используются специальные резиновые прокладки или накладки. Ширина применяемой конвейерной ленты на 25 — 150 мм больше, чем ширина ковша. В подавляющем большинстве случаев для натяжения конвейерной ленты или цепного полотна применяется винтовое натяжное устройство.
Конструкция элеватора включает в свой состав верхний элемент, голову нории, нижний элемент, башмак нории, и промежуточные секции, формирующие трассу перемещения груза. Между собой секции крепятся через фланцы посредством болтовых элементов.