Перегружатели гравитационные включают в свой состав два основных типа оборудования, осуществляющего перемещение груза между оборудованием. К первому типу относятся гладкие спуски, а ко второму типу относятся роликовые спуски.
Гладкие спуски используются двух видов. К первому виду гладких спусков относятся прямолинейные спуски, а ко второму относятся винтовые спуски. Перегружатели гравитационные, в качестве которых выступают гладкие спуски, осуществляющие перемещение штучных грузов имеют форму прямоугольника с бортами.
Для перегрузки различных сыпучих материалов, к которым относятся порошкообразные, в том числе пылящиеся применяются открытые и закрытые спуски, которые часто называются желобами. В качестве открытых спусков используются желоба овальной формы, прямоугольной и треугольной формы.
Закрытые желоба имеют форму круглых и прямоугольных труб. В закрытых спусках перегружаются обычно сильно пылящиеся сыпучие грузы. Рабочие поверхности гладких спусков изготавливаются из металла требуемой толщины. В некоторых случаях материалом для изготовления рабочей поверхности может служить дерево или текстолит.
Гладкие прямолинейные спуски применяются практически во всех отраслях деятельности человека, а в частности в машиностроении, приборостроении, химической промышленности, в сельском хозяйстве, торговле, на транспорте. С помощью гладких спусков осуществляется перегрузка продуктов в различной таре, к которой относятся деревянные, пластмассовые или картонные ящики, а также металлические ящики.
Эти устройства также находят своё применение в качестве оборудования, предназначенного для перегрузки сыпучих грузов к которым относятся строительные материалы, мелкое литьё и прочее. Также прямолинейный гладкий спуск способен выполнять функции перегрузочного устройства в различных транспортных, складских системах.
При этом этот спуск осуществляет передачу груза с одного механизма на другой, рабочий орган которого расположен на более низкой отметке. Одновременно с перегрузкой гладкий спуск способен выполнять операции по осуществлению накопления грузов и их выдачи в соответствии с заданным алгоритмом. Сравнительно легко осуществляется механизация загрузки гладкого спуска и автоматический режим управления.
Прямолинейные спуски могут использовать при перегрузке, как сыпучих грузов, так и штучных грузов с подвесных и толкающих транспортёров на различные устройства к которым относится конвейерное оборудование, автопогрузчики, накопители, рабочие столы и прочие. Также применяются гладкие спуски для осуществления разгрузки средств монорельсового транспорта. Разнообразны схемы установки желобов для перегрузки сыпучих грузов.
Максимально широкое использование получили желоба для загрузки и разгрузки бункеров различного типа, а также различных транспортных механизмов к которым относятся конвейеры, автопогрузчики, самоходные тележки и прочие.
Используются желоба, как перегрузочные устройства в конвейерных линиях, предназначенных для транспортировки сыпучих продуктов. Конечная скорость, которую груз имеет при выходе из гравитационного устройства, всегда ограничивают ряд факторов, к которым относится прочность тары и характеристики транспортируемого груза.
Спиральные спуски обладают рядом преимуществ в сравнении с прямолинейными спусками. В первую очередь к преимуществам относится меньшая занимаемая площадь, возможность иметь значительный угол наклона, обеспечение подачи и выдачи грузов в различных направлениях.
Недостатком спиральных спусков является возможность заклинивания груза, трудности визуального контроля над процессом осуществления перегрузки. Спиральные спуски в большинстве случаев используются для перегрузки мелких штучных грузов, и грузов размещённых в мягкой таре, к которой относятся мешки, картонные ящики.
Также они могут встраиваться в транспортные линии, к примеру, между двумя напольными конвейерами, которые располагаются на разных отметках по уровню, или между другими транспортирующими механизмами как непрерывного, так и цикличного типа действия. Загрузка спиральных спусков может быть осуществлена в автоматическом режиме. При этом подача очередного груза на спуск осуществляется обычно после получения сигнала о выходе предыдущего груза.
Роликовые спуски это перегружатели гравитационные второго типа. Наряду с гладкими спусками максимально широкое применение получили спуски, рабочая поверхность которых образована роликами. Перемещение грузов на таких устройствах осуществляется под действием составляющей веса груза.
Роликовые спуски используются в различных областях деятельности человека, а в частности в цехах машиностроительных предприятий, прокатных, литейных, кузнечно-прессовых цехах и прочих местах, а также на предприятиях пищевой, лёгкой, деревообрабатывающей промышленности.
Достаточно широко применяются роликовые спуски на предприятиях строительной индустрии и на железнодорожном и автомобильном транспорте, а также на складах различного назначения и почтовой связи. С помощью роликовых спусков, являющихся частью гравитационных спусков, осуществляется перемещение грузов, которые существенно различаются по габаритным размерам и массе, а также осуществляется транспортировка грузов штучных и сыпучих, размещённых в таре.
В зависимости от технологических особенностей перегрузочных процессов используются прямолинейные, криволинейные, а также спиральные роликовые спуски. Для осуществления изменений направления движения грузов применяются спуски с криволинейными секциями, которые рассчитаны на различные углы поворота.
С целью создания проходов и проездов используются спуски с откидными секциями. При необходимости применяются лёгкие передвижные роликовые спуски. Нашли широкое применение спуски, которые позволяют менять угол наклона в зависимости от вида перегружаемых грузов.
В схемах перегрузки роликовые спуски монтируются аналогично гладким спускам. Основными достоинствами роликов и спусков являются простота конструкции, небольшая стоимость оборудования, высокая надёжность в эксплуатации, а также простота обслуживания.
При выборе роликовых спусков в качестве перегрузочных устройств необходимо учитывать значительный разброс скорости для различных грузов на различных участках роликового спуска.
Скоростные характеристики грузов зависят от ряда факторов, к которым относятся коэффициенты трения скольжения и качения грузов по роликам, а также коэффициенты трения в подшипниках роликов, и шага подачи грузов на спуск.