Принцип действия конвейеров. Конвейер (транспортёр) относится к механизмам, предназначенным для механизации и автоматизации процесса перемещения различных сыпучих, состоящих из мелких, или крупных фракций, а также штучных, или тарных грузов. Наиболее правильно подразделять транспортирующие машины, конвейеры, по принципу действия, а также в зависимости от конструктивных особенностей, признаков оборудования и типу грузонесущего органа конвейера.
Конвейеры подразделяются на отдельные типы в зависимости от принципа действия и от характеристик перемещаемого груза. Основным отличием, определяющим принцип действия конвейера, является его грузонесущий орган.
В зависимости от грузонесущего органа, конвейеры подразделяются на использующие тяговый орган и не имеющие. Ленточное полотно (ленточные конвейеры и нории), цепное скребковое полотно (цепные конвейеры и нории) является тяговым органом. Без тягового органа в конструкции является транспортер с применением специального винта, шнека. Этот винт осуществляет перемещение сыпучего груза.
К конвейерам, включающим в свой состав грузонесущий, тяговый орган относятся ленточные конвейеры, цепные конвейеры, пластинчатые конвейеры, подвесные конвейеры и нории. К конвейерам, не имеющим в своём составе тягового органа, относятся винтовые конвейеры, инерционные конвейеры, вибрационные транспортёры и роликовые конвейеры.
Перемещение груза ленточным конвейером осуществляется посредством ленты, на которой размещается штучный, тарный, или сыпучий груз. Конвейерная лента огибает натяжной и приводной барабаны. Концы ленты сшиваются или склеиваются между собой, образуя кольцо. Лента при работе перемещается вдоль оси конвейера.
Поступательное перемещение ленты осуществляется посредством приводного барабана. Один конец вала приводного барабана соединяется с приводной частью транспортёра, обеспечивающей его вращение. Приводная часть конвейера ленточного комплектуется или мотор редуктором, или электродвигателем и передачей (ременной или цепной).
С противоположной от приводной секции стороны конвейер ленточный имеет натяжную секцию. Натяжная секция включает в свой состав натяжной барабан. Натяжной барабан представляет собой подвижный в осевом направлении вал с барабаном. При перемещении вала с приводным барабаном посредством винтового механизма натяжного барабана производится натяжение ленты конвейера, обеспечивающее бесперебойную работу, без проскальзывания.
Груз при перемещении на ленточном конвейере подаётся с верхней стороны на конвейерную ленту. Верхняя ветвь ленты является рабочей, грузонесущей. В зависимости от характеристик груза конвейер ленточный может перемещать грузы, опираясь на ролики на прямой ленте, или на ленте, образующей жёлоб.
Желоб конвейерная лента образовывает, опираясь на специальные элементы ленточного конвейера — роликовые опоры. Роликоопоры могут включать в свой состав 2, 3, 5, 7 роликов. Чем больше роликов в составе роликоопоры тем больше ёмкость желоба возможно , и тем большее количество груза можно разместить на одном погонном метре конвейерной ленты.
Вторым типом конвейеров, оснащенных тяговым органом, являются нории , или иначе элеваторы. Отличительной чертой данного конвейерного оборудования является перемещение груза вертикально вверх. Подобно ленточному конвейеру, нория, оснащается натяжным и приводным барабанами.
Приводной барабан размещается в крайней верхней точке нории. Натяжной барабан размещается в нижней точке нории. Загрузка осуществляется в нижней части через специальное загрузочное окно, разгрузка производится в верхней части нории. В общем виде нория представляет собой сварную из профиля и листового металла конструкцию. В нижней части нории , где устанавливается натяжной барабан, располагается так называемый башмак нории.
Башмак нории представляет собой сварную конструкцию, изолированную от внешней среды, внутри которой в подшипниковых узлах установлен натяжной барабан. Загрузочное окно располагается в зависимости от типа нории. Тихоходная нория оснащается загрузочным окном, через которое загрузка сыпучего груза производится прямо в ковши.
На быстроходной нории груз через загрузочное окно попадает в нижнюю часть нории, где зачерпывается ковшами, укрепленными на конвейерной ленте. В верхней части нории располагается голова нории. Голова нории также является конструкцией изолированной от окружающей среды, внутри которой устанавливается приводной барабан. Один конец приводного барабана выводится за внутреннее пространство головы нории и соединяется с приводом.
Концы ленты с размещенными на ней ковшами, огибая приводной и натяжной барабаны, скрепляются между собой. Натяжение ленты обеспечивается приводным барабаном выполненным подвижным в осевом направлении нории. Трассу нории образуют промежуточные секции квадратного или круглого сечения расположенные между головой нории башмаком нории. Разгрузка быстроходной нории производится под действием центробежных сил и сил тяжести.
Груз размещенный внутри ковшей, перемещается с помощью ленты в верхнюю часть нории, и огибая приводной барабан выплёскивается в разгрузочное окно под действием центробежных сил. В тихоходной нории груз, достигая верхней части нории, огибает приводной барабан и, выдвигаясь вдоль гусака, разгружается под действием силы тяжести.
В качестве тягового элемента нории также может выступать цепь с закрепленными на ней ковшами. В этом случае вместо барабана применяется ось с закрепленными на ней звёздочками. Существует конструкция нории с цепным полотном в две ветки, или в одну.
Следующим конвейером, имеющим в своём составе тяговый орган, является цепной конвейер. Цепной конвейер представляет собой сборную конструкцию, состоящую из коробов квадратного или прямоугольного сечения.
В крайних точках скребкового конвейера располагаются приводная секция и натяжная секция. Между натяжной секцией и приводной секцией располагаются промежуточные секции. Натяжная секция состоит из короба толщиной от 4 мм и выше. Внутри этого короба, в подшипниковых узлах располагается ось с установленным на ней звёздочками (или 1 звёздочкой) (в зависимости от количества ветвей цепи). Один конец оси выводится за внутреннее пространство короба и соединяется с приводной частью, установленной на специальной площадке, прикрепленной к приводной секции. С противоположной стороны конвейер оснащается натяжной секцией. Натяжная секция оснащается натяжной осью со звёздочками, выполненной подвижной в осевом направлении. Перемещения вдоль оси производится посредством винтового натяжного механизма.
Натяжные и приводные звёздочки огибают цепь с закрепленными на ней скребками. Концы цепи скрепляются между собой, образуя замкнутое полотно скребкового конвейера. Привод, передовая вращательное движение оси со звёздочками обеспечивает поступательное движение цепного полотна с установленными на ней скребками.
Груз засыпается через загрузочное окно и попадает на дно короба, где подхватывается скребками, установленными на цепи, и перемещается вдоль трассы транспортёра. Разгрузка производится через специальные разгрузочные окна, вырезанные в нижней части короба в конвейера.
Между приводной секцией и натяжной секцией располагаются промежуточные секции конвейера, оснащенные с торцов фланцами, предназначенными для крепления секций между собой посредством болтовых соединений.
К конвейерам, в которых отсутствует тяговый элемент, относится винтовой конвейер. Винтовой, или шнековый конвейер представляет собой обечайку, состоящую или из полуцилиндра , рассеченного в осевом направлении, или трубы. Внутри обечайки в подшипниковых узлах размещается винт оснащённый витками. Посредством этих витков производится перемещение груза вдоль трассы. Груз, попадая через загрузочное окно, вырезанное в верхней части конвейера, располагается в нижней части обечайки.
Винт, вращаясь, с помощью витков проталкивает сыпучий груз вперёд к разгрузочному окну. Вовлеченному вслед за вращающимся винтом движению груза препятствует сила трения о стенки обечайки и сила тяжести груза. Вращение винта осуществляется с помощью приводной части, состоящей в большинстве случаев из мотор-редуктора, или электродвигателя и цепной, или ременной передачи.
В зависимости от характеристик груза, предназначенного для перемещения, выбирается конвейер того или иного принципа действия. Винтовые конвейеры могут применяться только для сыпучих грузов, но они прекрасно работают с грузами, имеющими высокую температуру, что не могут ленточные конвейеры. Нории, в отличие от всех прочих конвейеров способны перемещать грузы вертикально вверх максимально бережно, не разрушая целостность груза.
Скребковые конвейеры могут перемещать грузы, сильно пылящиеся и ядовитые за счёт изолированной трассы перемещение.
При выборе того, или иного типа конвейера нужно учитывать насколько принцип действия оборудования соответствует техническим требованиям и условиям производства.