Электропривод конвейеров обладает основной отличительной чертой, а в частности все приводы машин непрерывного транспорта включаются на продолжительное время и эксплуатируются по несколько часов без частых остановок, торможений и запусков.
Все типы конвейеров, в том числе ленточные конвейеры, цепные транспортеры, элеваторы ковшовые, винтовые транспортёры также сравнительно редко требуют регулирования скорости и в подавляющем большинстве случаев эксплуатируются при скорости, которая максимально приближена к номинальной скорости.
Электропривод конвейеров подвержен небольшим колебаниям, которые в большинстве случаев связаны с изменениями нагрузки работы оборудования, а в частности с объёмом подачи материала. В поточно-транспортных системах, которые состоят из различных конвейеров, потребность в осуществлении регулирования скорости эксплуатации электропривода конвейеров, возникает значительно чаще.
Электропривод конвейеров в подавляющем большинстве случаев должен обладать наряду с рабочей скоростью, скорость наладочную и ревизионную. Электропривод конвейеров выбирается с учётом необходимых свойств, к которым относятся пусковые и регулировочные характеристики, перегрузочная способность оборудования, возможность или невозможность произведения частых запусков оборудования и прочих подобных свойств.
Выбор системы электропривода производят в зависимости от того, какие именно требования предъявляются конвейерным оборудованием. Например, во время осуществления автоматического запуска группы конвейеров ленточных в случае благоприятной равномерности условий загрузки продуктом, максимальный приоритет имеет двигатель с короткозамкнутым ротором.
В другом случае, когда требуется иметь две различные скорости перемещения груза, а также нет необходимости в использовании устройства плавного запуска оборудования, целесообразно применять двигатели с коротко замкнутым ротором и использованием переключения полюсов.
Для осуществления выбора и оценки различных видов привода всех типов конвейерного оборудования разработаны специальные таблицы. Работа конвейерного оборудования в различных технологических режимах вынуждает применять несколько рабочих скоростей. С учётом диапазона регулирования скорости, а также мощности электроприводов конвейеров и в том числе продолжительности их эксплуатации в различных участках диапазона регулирования используются различные способы его осуществления.
В случае, когда установлен один двигатель в приводе конвейера, наиболее часто применяются многоскоростные двигатели с коротко замкнутым ротором. Также применяются механические микроприводы, а также вариаторы, которые способны проводить регулирование муфты.
Однако возможно применение и системы генератор-двигатель. Использование муфт делает возможным разделение запуска двигателя и механизмов. При этом уменьшается время возникновения пускового тока, устраняются удары, способные нанести вред в механических передачах, обеспечивается плавный разгон всех механизмов, входящих в конвейерное оборудование. Также использование муфт обеспечивает плавность разгона механизмов, ограничивает возникающую перегрузку и устраняет проскальзывание транспортерной ленты в ленточных конвейерах.
Применение порошковых, а также управляемых электромагнитных муфт делает возможным использование синхронных двигателей с асинхронным пуском, а также мощность привода не ограничивается в случае применения короткозамкнутого ротора. Минимизация возникающих пусковых перегрузок, в конечном счете, расширяет количество возможно допустимых включений и при этом в максимальной степени уменьшается износ частей транспортёра, а в частности дорогостоящей конвейерной ленты, шестерён, входящих в состав редукторов и прочих ответственных деталей машин непрерывного транспорта.
В том случае, когда машины непрерывного транспорта должны функционировать с применением обратных связей для осуществления регулирования передаваемого момента, а также скорости вращения вала, функции каких-либо выходных причин, необходимо применять управляемые электромагнитные муфты. Электроприводы конвейеров с использованием электромагнитных муфт рассмотрим в дальнейшем по тексту.
В прочих случаях на конвейеры всех типов устанавливаются центробежные муфты. Параметры центробежных муфт определяются при наладке. Во время осуществления включения электродвигателя ведомая полумуфта, которая устанавливается со стороны механизма, находится в покое. В дальнейшем начинается разгон электродвигателя, который без применения нагрузки быстро заканчивается.
В том случае, когда взамен центробежной муфты была бы установлена муфта другого типа с жёстким соединением механизма с двигателем, пуск занимал бы значительно большее время и заканчивался бы позже, то есть после разгона ротора двигателя и механизма. При этом пусковой ток снижался бы медленно, вызывая тем самым нагрев электродвигателя.
Во время осуществления запуска муфты скорость вращения ротора электродвигателя, в практическом выражении установившегося значения достигает до момента истечения времени разгона двигателя вхолостую.
В тех случаях, когда ведущая полумуфта, которая располагается со стороны электродвигателя, достигает достаточной скорости вращения с учётом действия центробежной силы, производится перемещение порошка или же дроби, размещённой в муфте. Начинается движение ведомой полумуфты и полный разгон механизма. Применение данной муфты обеспечивает запуск электропривода без перегрузки двигателя. Весь механизм достигает установившейся скорости с минимальными пусковыми нагрузками.
В зависимости от заполнения муфты меняются её свойства. В случаях, когда муфта заполнена порошком или дробью в максимальной степени становится возможным передать при той же скорости вращения большие пусковой и перегрузочные моменты.
В случаях использования нескольких двигателей приводов, особенно если требуется обеспечить синхронное движение отдельных частей машины, применяется питание от регулируемых преобразователей частоты. Регулирование скорости обеспечивается питанием статора в короткозамкнутых двигателях от преобразователя. Синхронность перемещения обеспечивается путём подключения ротора двигателя с фазным ротором к преобразователю частоты.
При этом все двигатели работают как машины двойного питания и синхронность их перемещения, и в том числе и регулирование скорости, производятся регулируемой частотой роторной цепи. Всё конвейерное оборудование запускается в работу без нагрузки и под нагрузкой.
Электропривод конвейера должен обеспечить разгон оборудования, как в нагруженном состоянии, так и в ненагруженном состоянии. Кроме того, электроприводы конвейеров в некоторых случаях работают и в тормозном режиме. Примером работы в тормозном режиме может служить работа эскалатора при спуске пассажиров.
Из-за того, что в данном типе оборудования запуски и остановки достаточно редкие, а также отсутствуют требования к регулированию скорости, становится возможным применение асинхронных двигателей трёхфазного тока с короткозамкнутым ротором и бесконтактными кольцами.
Основным недостатком этих двигателей являются повышенные пусковые токи, однако эксплуатация их облегчает автоматизацию оборудования. В случае использования конвейерного оборудования с большими показателями мощности применяются электроприводы конвейеров, включающие в состав конструкции два и более электродвигателя. Применение в составе конвейерного оборудования нескольких двигателей в максимальной степени снижает износ конвейерной ленты, а также пользуясь свойствами синхронного двигателя становится возможным увеличить мощность всей электроустановки.
Однако электрические муфты получили максимально широкое применение, обеспечивая плавный пуск, торможение и регулирование скорости конвейерного оборудования. К примеру, в случае применения в подвесных конвейерах максимально эффективно эксплуатируются электромагнитные муфты, которые состоят из двух концентрических частей. При этом наружная часть приводится в действие двигателем, а внутреннее соединяется к приводу конвейера.
Внутри внутренней части муфты располагается катушка, которая соединяется с источником возбуждения через пару контактных колец. В тот момент, когда катушка обесточена, даже во время вращения двигателя с полной скоростью, конвейерное оборудование не приводится в движение.
Однако в момент питания катушки электрическим током производится передача усилия, обеспечивающего начало работы транспортёра. Изменения величину тока в катушке становится возможным изменять скорость работы конвейера. Скорость регулируется вручную или автоматически. Выбор регулирования тока зависит от условий эксплуатации конвейера.