Классификация конвейеров

Классификация конвейеров
Классификация конвейеров

Классификация конвейеров

Конвейеры, транспортеры — машины непрерывного действия или машины непрерывного транспорта.

Машины непрерывного транспорта служат для непрерывного перемещения насыпных или штучных грузов по заданной трассе.

Любое современное промышленное предприятие самых различных отраслей промышленности в процессе выполнения своих работ связано с перемещением большого количества разнообразных грузов в огромных количествах.

Большое количество грузов невозможно переместить вручную; это можно обеспечить только высоко производительными конвейерами. Применение конвейеров обеспечивает высокую производительность и заменяет количество тяжелого ручного труда.

Конвейеры дают возможность устанавливать и регулировать темп производств, обеспечить четкую его ритмичность и повысить производительность труда.

Машины непрерывного транспорта являются основными средствами комплексной механизации транспорта и погрузочно — разгрузочных работ. Они применяются как непосредственно транспортные машины, передающие грузы из одного пункта в другой, так и для перемещения грузов — изделий по технологическому процессу поточного производства от одного рабочего места к другому, а также и как передаточные устройства в автоматизированном производстве самых различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

В конвейерах используются самые разнообразные принципы перемещения грузов. Грузы (холодные и горячие) перемещаются по движущейся ленте (прорезиненной, тканой, проволочной, стальной), на металлическом или деревянном полотне, волочатся в трубе или желобе скребками, поднимаются в ковшах или на полках — подвесках, движутся на тележках или по роликам, перемещаются в струе воздуха, воды или при помощи вибрации.

Подробную и обобщающую классификацию конвейеров дать очень трудно, вследствие большого разнообразия типов машин. Поэтому классификация возможна только по отдельным, наиболее характерным признакам. Такими основными признаками будут характер движущей силы для перемещения груза и конструкция конвейеров.

Основной классификационный признак по конструкции конвейера — тип тягового и грузонесущего органов. Различают с тяговым органом (канат, лента, цепь) и без тягового органа (инерционные, гравитационные, винтовые). Грузонесущие органы (сплошная реверсивная лента, скреплённые пластины, настил, желоб, ковши, платформа, подвесные тележки, труба с толкающими скребками и прочие), на которых размещается и с которыми передвигается груз.

По способу передачи перемещаемому грузу движущей силы конвейеры разделяются на машины, действующие с помощью механической движущей силы (например, от электропривода); самотечные (или гравитационные) устройства, с которых груз перемещается посредством своей силы тяжести; устройства пневматического транспортирования и устройства гидравлического транспорта, в которых движущей силой являются соответственно поток воздуха или воды.

По назначению: стационарные или передвижные.

Трасса: вертикально замкнутая, горизонтально замкнутая, пространственная.

По области применения: общее назначение и специальное (элеваторы, эскалаторы и т.д)

Рассмотрим более подробно каждый из типов конвейерного оборудования.
Первым, и наиболее распространенным типом конвейерного оборудования, предназначенного для перемещения штучных и тарных грузов, является ленточный конвейер. Ленточный конвейер представляет собой сварную конструкцию, состоящую из профильных элементов, образующую корпус конвейера. На корпусе конвейера установлены специальные элементы, опираясь на которые движется конвейерная лента с размещенным на ней грузом.

Конвейерная лента является рабочим, тяговым органом ленточного транспортера. Ленточные транспортёры по применяемости занимают порядка 65% от общего числа транспортирующего оборудования в целом. Столь широкое распространение связано с рядом преимуществ применения ленточного конвейера в сравнении с прочими типами транспортеров.

К основным преимуществам можно отнести высокую производительность (производительность ленточного конвейера может достигать нескольких сотен тонн в час). К основным преимуществам применения конвейера также относится очень протяжённая трасса перемещения грузов. Существуют конвейеры длиной до нескольких километров.  Способность перемещать грузы в горизонтальной плоскости и под углом, включая те и другие участки в состав одного конвейера также плюс к применению оборудования.

Применение ленточных конвейеров с повышенной длиной трассы позволяет существенно удешевить процесс транспортировки груза от одного места применения к другому (грузоперевозки с помощью автомобильного транспорта, или железнодорожного транспорта существенно дороже). Кроме того, максимальная доступность ко всем основным узлам и деталям транспортёра существенно облегчает проведение текущего ремонта, капитального ремонта, или устранение возникшей аварийной ситуации.

Основным недостатком применения ленточного конвейера является повышенная стоимость рабочих элементов, к которым относится конвейерная лента и ролики. На ролики лента опирается при перемещении груза. Конвейерная лента вместе с роликами занимает порядка 65% от общей стоимости конвейера. Кроме того, ленточные конвейеры потребляют достаточно много энергии, что тоже приводит к общему удорожанию применения данного типа транспортного оборудования.

Конвейер ленточный способен перемещать габаритные и негабаритные штучные грузы, весь спектр сыпучих грузов, а также тарные грузы. Однако он не способен к перемещению сильно нагретых грузов с температурой превышающей 150 градусов Цельсия. Достаточно плохо конвейер выдерживает длительные ударные нагрузки на ленту. Лента при длительных ударных нагрузках повреждается и возникает необходимость в её замене. Трасса ленточного конвейера в подавляющем большинстве открыта, а следовательно нежелательно перемещать сильно пылящие грузы.

Следующий тип конвейерного оборудования, занимающий вторую позицию по распространению, является винтовой конвейер. Винтовые конвейеры изготавливаются двух типов. К первому типу конвейеров относится винтовой конвейер исполнения в желобе. Это тип конвейеров хорошо работает в горизонтальной плоскости и под малыми углами наклона, не превышающими 25 градусов.

Преимуществом применения данного типа конвейера является закрытая трасса, возможность устранения возникших неполадок в минимальный период времени, высокая производительность оборудование. Конвейер винтовой, исполнение в желобе представляет собой полуцилиндр, рассечённый в осевом направлении, оснащенный с торцов и сверху фланцами для соединения секций сборного конвейера между собой и крепления крышек посредством болтовых соединений.

Второй разновидностью винтового конвейера является конвейер винтовой, исполнение в трубе. Этот тип конвейеров способен работать под большими углами наклона вплоть до 90. Отличается повышенной производительностью, закрытой трассой перемещения грузов. Оба типа конвейеров винтовых предназначенных для перемещения хорошо сыпучих, невязких грузов.

К основным преимуществам применения винтовых конвейеров относятся закрытая трасса перемещения грузов, возможность работать под большими углами, высокая производительность, простота конструкции. Основным недостатком применения винтовых конвейеров является высокий риск повреждения целостности перемещаемого груза, повышенная энергоёмкость, вследствие волочения сыпучих грузов по желобу, быстрый выход из строя при работе с абразивными грузами из-за истирания контактирующих с грузом поверхностей.

Также конвейер винтовой не способен перемещать липкие грузы. При перемещении этих грузов происходит налипание продукта к винту и остановка вращения. Конвейер винтовой крайне чувствителен к перемещению грузов превышающих допустимые размеры частиц, так как превышение размеров может привести к заклиниванию винта и как следствие поломки конвейера.

Для перемещения сыпучих грузов в вертикальном направлении используется третий тип конвейерного оборудования — элеваторы. Элеваторы (нории) изготавливаются в двух основных типах. К первому типу относится элеватор, предназначенный для перемещения штучных, или тарных грузов. Этот первый тип оснащается либо люльками, либо платформами, на которых размещается перемещаемый груз. Второй тип элеваторного оборудования это элеваторы ковшовые.

Перемещение в элеваторах ковшовых производится посредством тягового органа — ленты, или цепи с закрепленными на ней ковшами. В верхней и нижней части элеватора располагаются, соответственно голова элеватора и башмак элеватора. И голова нории, и башмак нории оснащаются барабанами (звездочками), огибая которые лента (или цепь) с ковшами перемещается, поднимая ковши с грузом. В верхней части нории располагается привод, посредством которого производится вращение барабанов, обеспечивающих поступательное движение полотна.

В нижней части нории размещается натяжной барабан, посредством которого производится натяжение конвейерной ленты (цепи), для предотвращения проскальзывания. Преимуществом перемещения сыпучих грузов посредством элеватора ковшового, в отличии, например, от винтового конвейера, является большая производительность перемещения сыпучего груза (производительность может составлять вплоть до 375 тонн в час).

Кроме того, высота, на которую способна поднять груз нория ковшовая может достигать 100 метров. Ни один прочий вид конвейеров не способен столь эффективно поднимать грузы в вертикальном направлении.  Достоинством применения элеватора ковшового является и малая занимаемая площадь в плане производства.

К недостаткам относится чувствительность к перегрузкам. Элеватор способен перемещать сыпучие грузы, в том числе и горячие. Для перемещения грузов в горизонтальном и наклонном направлениях существует ещё один тип конвейеров — цепные конвейеры, или иначе называемые скребковые конвейеры. Перемещение данным типом оборудования производится посредством волочение сыпучего груза вдоль желоба посредством скребков, установленных на цепном полотне. Данный тип конвейеров прекрасно работает с горячими грузами, обеспечивает большую производительность, способен работать на больших расстояниях (до ста метров), имеет закрытую трассу перемещения сыпучих грузов.

Основным недостатком применения данного типа конвейера является невозможность перемещения абразивных грузов из-за повышенного износа контактирующих с грузом поверхностей транспортёра, высокая степень повреждения целостности перемещаемых грузов, высокая энергоёмкость.

Все типы конвейерного оборудования имеют свои плюсы и минусы и при выборе нужно руководствоваться основными характеристиками перемещаемого груза, особенностями трассы перемещения, требования к целостности перемещаемого продукта, внешними условиями эксплуатации. Каждый из типов конвейерного оборудования имеет свои плюсы, которые определяют их выбор.