Конвейеры цепные общего назначения, классификация и области применения
Конвейеры цепные общего назначения охватывают группу транспортирующих машин, в которых груз транспортируется посредством движущихся скребков по неподвижному желобу.
Конвейеры цепные общего назначения в общем виде можно подразделить на два основных типа. К первому типу относятся конвейеры цепные общего назначения с высокими скребками, а ко второму типу относятся конвейеры цепные общего назначения с низкими скребками. Конвейеры цепные общего назначения используются для транспортирования всего спектра пылевидных, зернистых, а также состоящих из небольших и средних кусков грузов.
Транспортировка хрупких, а также влажных или липких материалов посредством данного типа оборудования не рекомендуется. В отличие от конвейеров скребковых цепных с контурными скребками, имеющих закрытый желоб, разделенный на две части, одна из которых является рабочей, а другая предназначается для обратной ветви, где груз перемещается сплошной массой, которая заполняет почти всё рабочее сечение желоба, в конвейерах цепных общего назначения транспортировка производится посредством низких либо высоких сплошных скребков.
Конвейеры цепные общего назначения изготавливаются с длинами не превышающими 40 метров. В подавляющем большинстве случаев целесообразно для устранения возможного вытягивания тягового органа, в качестве которого выступает цепное полотно применять конвейеры цепные общего назначения с длинами, не превышающими 30 метров, состыкованными в одну общую цепочку.
Угол подъёма груза для подобного рода оборудования в подавляющем большинстве случаев не превышает 40 к горизонту. Подача перемещаемого груза в желоб конвейера может производиться в любом месте вдоль трассы. Загрузка транспортера осуществляется либо через вырезанные специальные загрузочные окна, либо в случае отсутствия крышек, закрывающих внутреннее пространство транспортеров, вдоль всей длины рабочей трассы конвейера.
Конвейеры цепные общего назначения могут разгружаться в любой точке вдоль трассы через вырезанные в дне желоба разгрузочные окна. В случае, когда присутствует несколько разгрузочных окон, применяется специальная запорная арматура, в качестве которой выступают реечные задвижки.
Конвейеры цепные общего назначения способны транспортировать груз, как по нижней ветви, так и по нижней и верхней ветви цепи соответственно. Конвейеры цепные общего назначения со скребками с шириной, варьирующейся от 200 до 320 мм имеют скорости в пределах от 0,1 до одного метра в секунду, со скребками с шириной, варьирующейся от 400 до 1200 мм применяемые скорости находятся в интервале от 0.50 до 0,63 м/с.
Конвейеры цепные общего назначения с применением высоких скребков используются для транспортирования насыпных грузов не подверженных крошению, или таких грузов крошение которых, в конечном счете, не снижает качество перемещённого груза.
Конвейеры цепные общего назначения наиболее распространены в таких сферах деятельности человека как сельское хозяйство, склады для хранения различных сыпучих материалов, предприятия по переработке и хранению зерновых культур, а также продуктов их переработки, химическая и строительная промышленность.
Конвейеры цепные общего назначения используются в качестве промежуточных технологических механизмов, осуществляющих перемещение продукта с одного оборудования на другое оборудование.
Кроме того, конвейеры используются на предприятиях по изготовлению мебели, а также на деревообрабатывающих предприятиях для транспортировки таких грузов, как щепа, опилки.
Широко используются конвейеры цепные общего назначения для транспортировки угля на котельных. В этом случае применяются конвейеры цепные общего назначения с использованием высоких скребков, установленных на цепном полотне.
Достоинством применения цепных транспортёров в качестве транспортирующего элемента для перемещения угля в первую очередь является возможность транспортировать уголь загрузкой в нижней части котельной с дальнейшим перемещением его по наклонной части и разгрузкой в верхней части.
Именно возможность включать в состав транспортёра и горизонтальные и наклонные участки одновременно является серьёзным преимуществом использования данного типа оборудования.
Кроме того, посредством конвейеров цепных общего назначения перемещаются такие грузы, как зола, песок, торф, керамзит и прочие подобные грузы. Ни одно предприятие по производству муки не обходится без включения в свой состав нескольких единиц цепных транспортеров.
Для расширения эксплуатационного срока материалом для изготовления цепных конвейеров общего назначения нередко служит оцинкованная сталь или нержавеющая сталь. Для транспортирования зерна и подобных материалов применяются конвейеры цепные общего назначения с использованием низких скребков.
Транспортировка данных сыпучих грузов производится как по горизонтальной трассе перемещения, так и по наклонной трассе. Перемещение грузов в желобе конвейера цепью со скребками производится сплошным слоем. Высота при этом данного слоя в шесть раз выше высоты применяемых для перемещения скребков.
Движение груза становится возможным за счёт большего трения частиц груза между цепью и скребками, чем стенками и дном желоба. Конвейеры с низкими скребками имеют вертикально замкнутое расположение тяговой цепи. Тяговая цепь со скребками проходит три каркаса и огибает концевые звёздочки.
Нижняя ветвь цепи обычно перемещает транспортируемый груз. Обратная ветвь цепи располагается в верхней части каркаса и движется по направляющим путям или роликам. В некоторых случаях конвейеры цепные общего назначения могут иметь два герметичных желоба, в которых происходит раздельное транспортирование грузов в разных направлениях.
Конвейеры цепные с низкими скребками имеют более крутые углы наклона, достигающие 60 к горизонту. Преимуществом применения конвейеров цепных общего назначения являются герметичность процесса перемещения грузов, возможность применения сложной трассы в составе оборудования, достаточно широкий диапазон применяемой производительности, а также возможность транспортирования грузов, имеющих повышенные температуры.
К недостаткам оборудования в первую очередь относится достаточно быстрое изнашивание цепного полотна, скребков, контактирующих непосредственно с грузом и днищем желоба, а также возможность всплывания цепного полотна над перемещаемым грузом.
Кроме того недостатком можно назвать возможность крошения перемещаемого материала. Именно этот последний недостаток делает невозможной транспортировку посевного зернового материала.
Конвейеры цепные общего назначения, составные элементы
Конвейеры цепные общего назначения обладают несколькими основными элементами к которым в первую очередь относится цепное полотно, представляющее собой цепь с установленными на ней скребками, приводы, натяжные устройства и желоба.
Некоторые типы конвейеров цепных общего назначения оснащаются специальными сбрасывателями груза для осуществления полной очистки конвейера, а также ограничителями производительности и устройствами для осуществления очистки применяемой цепи.
В качестве основного тягового элемента в большинстве конвейеров цепных общего назначения выступают пластинчатые тяговые цепи, а также тяговые разборные цепи, цепи сварные тяговые, специальные вильчатые цепи и цепи, изготовленные заодно со скребками.
В тех случаях, когда конвейеры цепные общего назначения имеют в своём составе высокие скребки, используется обычно одна или две пластинчатых втулочно-катковых цепи третьего или четвёртого типа с шагом, выбранным из ряда — 160, 200, 250, 315, или 400 мм. В коротких тихоходных конвейерах цепных общего назначения используются разборные тяговые цепи с шагом от 80 мм, а также сварные тяговые цепи.
В случаях, когда конвейеры цепные общего назначения используют сплошные низкие скребки, в качестве тягового элемента выступает пластинчатая втулочная или же втулочная роликовая цепь, а также вильчатая цепь с шагом, варьирующимся от 160 до 200 мм. В подавляющем большинстве случаев при ширине скребков не превышающей 500 мм используется одна цепь.
Высокие скребки, устанавливаемые на конвейеры цепные общего назначения, в подавляющем большинстве случаев имеют прямоугольную, трапецеидальную или полукруглую форму. Нормализованные прямоугольные скребки предусматривают консольное или же симметричное крепление к применяемым тяговым цепям. Консольные скребки с шириной, варьирующейся в пределах от 200 до 320 мм, и с высотой в пределах от 100 до 160 мм закрепляются на одной цепи, а консольные и симметричные скребки с шириной 400 мм и высотой 200 мм крепят на двух цепях.
Ящичные скребки имеют высоту от 500 до 1200 мм и высоту от 200 до 400 мм. Высокие скребки изготавливаются в подавляющем большинстве случаев и стальных листов. Толщина применяемых для изготовления скребков листов варьируется в пределах от 3 до 8 мм. Нередко в качестве материала для скребков выступают износостойкие пластмассы.
В случае применения скребков, изготовленных из пластмассы, а также скребков изготовленных из алюминиевых сплавов существенно снижается общий вес оборудования и соответственно повышается долговечность желоба, в том числе исключается появление искр во время транспортировки груза в местах стыковки секций. Отсутствие искрения во время транспортировки особенно важно во время осуществления перемещения грузов взрывоопасных, а также легковоспламеняющихся грузов.
Крепление скребков с цепями производится посредством либо сварки, либо посредством применения крепежных деталей. Как и высокие скребки, низкие скребки могут располагаться симметрично и не симметрично относительно горизонтальной оси поперечного сечения цепи.
Следующим элементом, входящим в состав конвейеров цепных общего назначения является желоб. Желоб транспортёра цепного общего назначения с высокими скребками производится по форме скребка прямоугольного, трапецеидального или полукруглого сечения. Для максимального обеспечения доступа в транспортёр желоб изготавливается из секций с длиной, варьирующейся в пределах от трёх до шести метров.
В некоторых случаях закрывающие внутреннее пространство крышки оснащаются смотровыми люками. Толщина стенок желоба применяется из ряда от 3 до 6 мм. Желоба для перемещения абразивных материалов дополнительно футеруются износостойким покрытием. Груз располагается в нижней части желоба и соответственно самое изнашиваемой частью желоба является дно.
Следующим элементом, входящим в состав конструкции конвейеров цепных общего назначения являются приводы. Привод выполняют обычно электрический. Для взрывоопасных условий эксплуатации используются приводы во взрывобезопасном и пожаробезопасном исполнении.
Привод может комплектоваться либо из мотор-редуктора, либо из электродвигателя плюс редуктора с применением муфт и цепных либо ременных передач, или электродвигатель + цепная либо ременная передача. Выбор того или иного привода определяется конструкторским отделом.
Следующим элементом конвейеров являются натяжные устройства. Натяжное устройство необходимо для обеспечения устойчивого положения скребков и предотвращения их опрокидывания при консольном приложении. Только увеличенным натяжением цепей можно достигнуть этих целей.
Натяжные устройства на конвейерах цепных общего назначения в подавляющем большинстве применяются винтового типа или пружинно-винтового типа. Ход натяжного устройства принимается не менее чем 1,6 шага цепи. Конвейеры цепные общего назначения являются серийным изделием.
Конвейеры цепные общего назначения, принцип действия
Тяговый орган, в качестве которого выступает цепь с размещенными на ней скребками, огибает с одной стороны приводную звёздочку, установленную на оси, с другой стороны натяжную звёздочку. Концы цепного полотна стыкуются между собой. Вдоль трассы перемещения цепное полотно поддерживается специальными поддерживающими роликами.
Трассу перемещения груза образуют желоба, скреплённые между собой через фланцевые соединения болтовыми изделиями. Приводную звёздочку приводит в движение привод, установленный сбоку конвейера. Груз попадает во внутреннее пространство транспортёра через загрузочные окна в случае применения крышек закрывающих внутреннее пространство, или же непосредственно вдоль трассы конвейера.
Далее груз посредством проталкивания его скребками перемещается вдоль трассы. Разгрузка осуществляется через разгрузочные окна конвейера. На конвейере могут быть установлены несколько разгрузочных окон. В этом случае разгрузочные окна оснащаются специальными реечными задвижками, которые производят открытие или закрытие окна по мере надобности.
Конвейеры цепные общего назначения, дополнительные опции и параметры, необходимые для расчета
В качестве основных дополнительных опций, устанавливаемых на транспортёры, в первую очередь выступают устройства, позволяющие существенно расширить эксплуатационные сроки. К таким приборам в первую очередь относится устройство плавного пуска. Устройство плавного пуска позволяет в максимальной степени снизить вредную нагрузку на цепное полотно во время запуска оборудования.
Следующей дополнительной опцией, позволяющей корректировать требуемую производительность, является частотный преобразователь. Посредством частотного преобразователя становится возможным откорректировать производительность таким образом, чтобы не происходило перегрузки, как самого оборудования, так и оборудования на которое производится разгрузка.
Для осуществления контроля над нормальной эксплуатацией транспортера, а также оповещения обслуживающего оборудование персонала о возникновения аварийной ситуации, конвейеры цепные общего назначения зачастую оснащаются специальными датчиками. К таким датчикам относятся датчики обрыва цепи и прочие подобные датчики.
Для осуществления расчёта оборудования необходимо сообщить общую длину транспортирования, наименование продукта, предназначенного для перемещения, необходимую производительность оборудования и планируемую трассу перемещения груза.
Будем рады сотрудничеству с вашим предприятием.