Нории ленточные для зерна, общие сведения
Нории ленточные для зерна — это конвейеры, которые осуществляют транспортировку зерна по вертикальной или же круто наклонной трассе с углом наклона от 60 до 75 от начального до конечного пункта без промежуточной загрузки и разгрузки.
Нории ленточные для зерна являются незаменимым механизмом для транспортировки зерновых продуктов на складах по хранению зерна, на мукомольных предприятиях, в местах проведения разгрузки и складирования.
Нории ленточные для зерна состоят из замкнутого тягового элемента с жёстко прикреплёнными к нему ковшами. Тяговый элемент (конвейерная лента с ковшами) огибает верхний приводной и нижний натяжной барабан. Ходовая часть, а также поворотные устройства нории ленточной для зерна помещаются в закрытом металлическом кожухе. Этот кожух состоит из верхней части, которая называется голова нории, нижней части, называемой башмак нории и промежуточных частей, составляющих трассу перемещения ленточного полотна.
Тяговый элемент, в качестве которого выступает лента с закреплёнными на ней ковшами, приводится в движение от привода, который устанавливается в голове нории. Натяжение ленты с закреплёнными на ней ковшами осуществляется посредством специального натяжного механизма расположенного в нижней части элеватора ковшового, башмаке нории.
Транспортируемый насыпной груз, в качестве которого выступает зерно и продукты его переработки, подается через расположенный в башмаке нории загрузочный патрубок, который называется носком нории. Груз попадает в нижнюю часть башмака нории и оттуда зачерпывается проходящими мимо ковшами.
В дальнейшем тяговый орган в качестве которого выступает конвейерная лента с ковшами, перемещается вверх внутри промежуточных секций и, достигая верхнего элемента, головы нории огибает приводной барабан и под действием центробежных сил производятся разгрузка ковшей через специально установленный разгрузочный патрубок, расположенный в голове нории.
Приводной барабан в обязательном порядке оснащается остановом, который предохраняет от обратного движения ходовую часть конвейера. Кожух нории ленточной для зерна имеет направляющие устройства.
Нории ленточные для зерна обладают неоспоримыми достоинствами, которые обусловили широкое распространение данного типа оборудования. К этим достоинствам в первую очередь относятся малые габаритные размеры в поперечном сечении. Это достоинство особенно важно в случае высокой занятости производственных площадей оборудованием.
Следующим достоинством использования норий является возможность перемещения груза на значительную высоту, достигающую 50 метров и максимально большой диапазон производительности. Производительность нории для зерна может достигать 375 тонн в час и выше.
К недостаткам применения нории ленточной для зерна в первую очередь можно отнести чувствительность к возникающим перегрузкам и, как следствие, необходимость равномерной подачи груза. Неравномерная подача зерновых материалов может привести к заклиниванию ленточного полотна с ковшами и даже к обрыву тягового органа и соответственно длительному выходу из строя элеваторного оборудования. В качестве тягового элемента в нории ленточной для зерна выступает конвейерная лента. Тип конвейерной ленты и более подробное её описание рассмотрим в дальнейшем.
В зависимости от направления перемещения груза нории ленточные для зерна бывают вертикальные и наклонные. Наклонные нории ленточные для зерна имеют обратную ветвь, которая свободно свисает. Нории ленточные для зерна относятся к быстроходному типу оборудования.
Загрузка и разгрузка ковшей на нории ленточной для зерна
Ковши в нории ленточной для зерна загружаются посредством зачерпывания груза из нижней части кожуха элеватора. Наполнение ковшей путём зачерпывания используется также у некоторых типов цепных элеваторов с расставленными ковшами при транспортировании пылевидных и мелкокусковых малообразивных грузов к которым относятся в частности зерно.
Зачерпывание груза из насыпи не вызывает значительных сопротивлений ввиду хорошей сыпучести зернового продукта. Однако зачерпывание из кучи зерна зачастую приводит к повреждению зернового продукта. Это особенно важно в тех случаях, когда осуществляется подъём посадочного зернового материала.
Зачерпывание зерна осуществляется при повышенных скоростях перемещения ковшей. Скорость перемещения тягового органа, в качестве которого выступает конвейерная лента с закреплёнными на ней ковшами, превышает 1 м/с. Тихоходные нории, которые имеют скорость транспортировки тягового органа меньше 1 м/с для подъёма зерновых продуктов не применяются.
Разгрузка ковшей осуществляется под действием центробежных сил во время огибания приводного барабана. В этот момент транспортируемый груз в качестве которого выступает зерно, выпадает из ковшей непосредственно в разгрузочный патрубок, расположенный в верхней части кожуха элеватора.
Для соблюдения правильных условий центробежной разгрузки, а также с целью исключения просыпания груза требуется соответствующий выбор числа оборотов, а также диаметра приводного барабана. Также необходимо правильно расположить разгрузочный патрубок в верхней части желоба элеватора.
Если рассмотреть более подробно движение ковша с грузом на восходящей вертикальной ветке верхнего барабана, то до подхода к барабану ковш движется прямолинейно и равномерно и имеющийся в нём груз находится только под действием силы тяжести.
В тот момент, когда ковш с тяговым элементом начинает вращаться вокруг барабана, к силе тяжести дополнительно добавляется центробежная сила. В этот момент равнодействующая этих двух сил по мере вращения ковша изменяется по величине и направлению.
Однако если продлить равнодействующую до встречи с вертикалью, проходящей через центр барабана, то при любом положении ковша сила равнодействующая будет пересекать вертикаль в одной и той же точке, называемой полюсом. Отсюда следует, что величина полюсного расстояния зависит только от числа оборотов барабана.
При увеличении числа оборотов полюсное расстояние уменьшается, и величина центробежной силы возрастает по сравнению с силой тяжести. При уменьшении числа оборотов барабана возрастает относительное значение силы тяжести по отношению к центробежной силе.
Выброшенная из ковша частица груза движется по параболе внутри верхней части кожуха нории ленточной для зерна и попадает на желоб разгрузочного патрубка. Положение верхней грани разгрузочного патрубка относительно центра должно быть таким, чтобы не было просыпания груза и его излишнего крошения, а также пыления.
Центробежная разгрузка, используемая для быстроходных элеваторов, к которым относятся нории ленточные для зерна, применяется в быстроходных элеваторах с расставленными креплениями ковшей. Расстояние между ковшами в быстроходных нориях должно выбираться так, чтобы выброшенные из ковша частицы груза не попадали на впереди идущий ковш.
Свободная разгрузка посредством самотека на быстроходных нориях не используется.
Нории ленточные для зерна, основные элементы
Основным элементом, входящим в состав нории ленточной быстроходной является тяговый орган, в качестве которого выступает конвейерная лента с закреплёнными на ней ковшами. Ковши бывают с цилиндрическим днищем глубокие и мелкие. Глубокие ковши имеют пологий обрез передней кромки и повышенную глубину и используются для перемещения сухих, легко сыпучих и хорошо высыпающихся насыпных грузов, в том числе и зерна.
Мелкие ковши имеют крутой отрез передней кромки, а также малую глубину, что в максимальной степени способствует их опорожнению. Эти ковши используются для транспортировки влажных, а также слёживающихся плохо сыпучих насыпных грузов.
Для лучшей разгрузки плохо сыпучих грузов используются также ковши с дополнительной шарнирной задней стенкой. Эти ковши применяются только для сырого зернового материала.
Глубокие ковши, а также мелкие ковши имеют цилиндрическое днище для лучшего опорожнения при разгрузке и применяются только на элеваторах с расставленными ковшами, к которым относятся все быстроходные элеваторы.
Глубокие и мелкие ковши изготавливаются сваркой или же штамповкой из листовой стали с толщинами, варьирующимися в пределах от двух до шести миллиметров. На нашем предприятии применяются ковши собственного изготовления цельнотянутые металлические.
Дополнительного усиления, как в случае транспортировки грузов с повышенными насыпными плотностями, для транспортировки зерна не требуется. Поэтому ковши для перемещения зерна изготавливаются в общепромышленном исполнении из чёрного металла. В некоторых случаях по желанию заказывающей стороны ковши изготавливаются из износостойкого пластика.
В качестве тягового элемента нории ленточные для зерна оснащаются конвейерной лентой. Лента представляет собой текстильное прорезиненное полотно, такого же типа которое применяется на ленточных конвейерах.
Ковши крепятся к ленте посредством болтов со специальной головкой. Эта специальная головка необходима для того, чтобы болты не мешали прохождению конвейерной ленте на барабанах. В задней стенке ковша делается соответствующее углубление.
Иногда между задней стенкой ковша и лентой подкладывается резиновая шайба, которая исключает скопление груза между ковшом и лентой. Ширина ленты выбирается больше ширины ковша, а количество прокладок в ленте определяется тяговым расчётом, исходя из потребной прочности ленты с учётом ослабления ленты болтами.
Текстильная прорезиненная лента имеет менее прочное крепление ковшей и выдерживает меньшие тяговые усилия в сравнении с цепью. Однако, применение ленточных норий позволяет в максимальной степени увеличить производительность оборудования. Привод, устанавливаемый на нории ленточные для зерна, в подавляющем большинстве случаев полностью редукторный и размещается в верхней части элеватора.
Для ленточных элеваторов диаметр приводного барабана определяется по числу прокладок в ленте. В целях предохранения от самопроизвольного обратного движения ходовой части с ковшами при остановке элеватора привод оснащается стопорным устройством.
Натяжное устройство, устанавливаемое в нижней части нории ленточной для зерна винтовое или пружинно-винтовое, а также рычажно грузовое. Ход натяжного устройства принимается в пределах, варьирующихся от 200 до 500 мм.
Для устранения налипания на конвейерное полотно транспортируемого груза в качестве которого выступает зерно при транспортировании влажного зерна на транспортер устанавливается очистное устройство. Нижняя часть кожуха, называемая башмак нории изготавливается с низким расположением загрузочного патрубка.
Средние секции кожуха нории, промежуточные секции, изготавливаются из листовой стали с толщинами, варьирующимися в пределах от 2 до 4 мм. Промежуточные секции изготавливаются с длинами варьирующимися в пределах от 2 до 2,5 м и соединяются между собой посредством болтовых соединений через фланцы.
Нории ленточные для зерна, материал изготовления и опции, входящие в состав оборудования
Во время перемещения из зерна и продуктов его переработки материал, из которого изготавливается нория ленточная ковшовая, подвергается коррозийной опасности вследствие содержания влаги в продукте, а также за счет воздействия окружающей среды. С целью минимизации воздействия этих негативных факторов нории ленточные для зерна могут изготавливаться из нержавеющей стали, или с применением оцинкованного металла.
Материал, из которого будет изготавливаться нория ленточная для зерна, оговаривается в листе технического задания направленного в адрес предприятия-изготовителя. Наше предприятие изготавливает нории ленточные для зерна из любого из перечисленных материалов.
С целью предотвращения негативного воздействия пусковых пиковых нагрузок на элементы ковшового элеватора на оборудование возможна установка устройства плавного пуска. Это устройство в максимальной степени компенсирует нагрузки пуска и позволяет расширить эксплуатационные сроки конвейерной ленты, применяемой в составе нории ленточной и соответственно снизить эксплуатационные расходы.
Кроме того, нории ленточные могут оснащаться дополнительно частотными преобразователями. Данный прибор незаменим в тех случаях, когда оборудование применяется как одна из единиц, входящих в состав технологической цепочки, так как позволяет корректировать производительность элеватора ковшового и согласовывать её в соответствии сопрягаемым оборудованием.
При транспортировке зерна и продуктов его переработки во внутренней части нории скапливаются газы, которые с течением времени могут привести за счёт возникновения избыточного давления во внутреннем пространстве нории к взрыву. Для того чтобы исключить возможность возникновения взрыва в верхней части нории, в голове нории устанавливается специальный элемент называемый газоразрядное устройство.