Транспортёры ленточные ТЛЖ общее описание
Транспортёры ленточные ТЛЖ являются универсальными транспортирующими механизмами, предназначенными для перемещения хорошо сыпучих грузов, а также грузов расфасованных в мягкую и твердую упаковку, в том числе и штучных грузов. Транспортёры ленточные ТЛЖ работают без угла наклона или с углом наклона не превышающим угла естественного откоса для перемещаемого груза.
Аббревиатура транспортеров ленточных Транспортёры ленточные ТЛЖ расшифровывается как транспортёр ленточный, исполнения в желобе. Транспортёры ленточные включают в состав конструкции специальные элементы, придающие форму желоба конвейерной ленте, называемые роликовые опоры. Именно роликовые опоры формируют из конвейерной ленты желоб.
В зависимости от количества применяемых в составе роликовой опоры роликов формируется ёмкость желоба, то есть количество размещаемого груза на одном погонном метре транспортерного оборудования. Перемещение грузов транспортёры ленточные ТЛЖ осуществляют посредством гибкого тягового элемента, в качестве которого выступает конвейерная лента с размещением груза на её поверхности.
Транспортеры ленточные ТЛЖ относятся к механизмам, в составе которых присутствует гибкий тяговый орган, который одновременно является и грузонесущим элементом конвейера ленточного. Передачу поступательного движения конвейерной ленте передаёт приводная часть конвейера.
Движение осуществляется благодаря силам трения, которые возникают между поверхностью ленты и поверхностью приводного барабана. Для того чтобы обеспечить достаточную силу трения в состав конвейера ленточного ТЛЖ включается специальное натяжное устройство.
В зависимости от назначения транспортёры ленточные ТЛЖ можно разделить на транспортеры общепромышленного назначения и на конвейеры специальные.
Транспортёры ленточные нашли применение во многих отраслях деятельности человека. Широкое распространение данный тип конвейерного оборудования получил при работе на карьерах, на производственных предприятиях производства строительных материалов, предназначенных для транспортировки порошкообразных сыпучих грузов, состоящих из мелких и средних кусков.
Также широко используются транспортёры ленточные ТЛЖ для транспортировки штучных грузов непрерывным потоком, перемещаемых в горизонтальной или же в пологонаклонной плоскости. Нередко транспортёры ленточные ТЛЖ применяются в качестве единиц транспортного оборудования, входящих в общую технологическую цепочку. Этот тип конвейерного оборудования используется для проведения погрузочных и разгрузочных работ.
Транспортёры ленточные ТЛЖ в большинстве случаев изготавливаются стационарные, но возможно производство транспортеров мобильных с установкой на колёсные пары. Также транспортёры ленточные ТЛЖ широко используются на элеваторах, где производится складское хранение и обработка зерна.
На элеваторах транспортёры ленточные — ТЛЖ могут работать как на открытом пространстве, так и с установкой их в специальные галереи. Транспортёры ленточные желобчатые серии ТЛЖ также используются в качестве погрузочных и разгрузочных машин на предприятиях пищевой промышленности, в химической промышленности, и в прочих отраслях деятельности человека.
Данный тип конвейерного оборудования становится незаменим в силу целого ряда достоинств их применения. К основным достоинствам использования транспортёров ленточных ТЛЖ относятся в первую очередь повышенные показатели производительности оборудования и большая протяжённость трассы перемещения грузов, способная достигать нескольких сотен метров.
Также отличительной чертой, являющиеся преимуществом данного типа конвейерного оборудования в сравнении с прочими типами конвейерного оборудования является возможность включать в состав конструкции транспортера, как горизонтальных участков перемещения грузов, так и работающих под углом, без использования разбивки на отдельные единицы оборудования.
Следующим преимуществом применения транспортеров ленточных ТЛЖ является возможность проводить текущие ремонты и плановые ремонты в сжатые сроки ввиду доступности всех основных элементов транспортёра. Кроме того, доступность к основным рабочим элементам транспортера позволяет ликвидировать возникающие аварийные ситуации без остановки оборудования на длительное время.
Немаловажным достоинством использования транспортеров ленточных желобчатых является транспортировка сыпучих грузов, а также грузов размещённых в мягкой и твёрдой таре без нанесения вреда целостности перемещаемому грузу. Это особенно важно в тех случаях, когда производится транспортировка хрупких штучных грузов, или же при транспортировке семенного материала, повреждение которого приведет к его негодности.
Есть некоторые и недостатки применения транспортеров ТЛЖ. К основным недостаткам использования данного типа конвейерного оборудования относятся повышенная стоимость транспортерной ленты и роликов, входящих в состав роликовых опор. В некоторых случаях совокупная стоимость роликов и конвейерной ленты может достигать 80% от общей стоимости транспортера в целом.
Транспортёры ленточные ТЛЖ, особенности конструкции принцип действия
Как уже отмечалось по конструкции транспортёры ленточные ТЛЖ можно разделить на стационарные и передвижные. В некоторых случаях транспортеры ленточные лжи изготавливаются переносного типа. Стационарные транспортёры ленточные ТЛЖ имеют в своём составе бесконечную ленту, которая лежит на роликовых опорах, и, огибая приводной и натяжной барабаны, опирается на роликовые опоры, которые закреплены на раме.
Сыпучий груз, предназначенный для транспортировки, поступает на конвейерную ленту через специальную загрузочную воронку, которая позволяет производить подачу материала на транспортер более равномерно.
Разгрузка транспортёра осуществляется либо вдоль трассы посредством специальных механизмов, предназначенных для разгрузки, либо разгрузка осуществляется через барабан в конце конвейера. Для того чтобы транспортерная лента не проскальзывала и лучше сцеплялась барабаном на одной из сторон транспортёра устанавливается специальное натяжное устройство.
В качестве натяжных устройств в подавляющем большинстве случаев используется винтовой натяжной механизм. Как уже отмечалось, конфигурация ленточных транспортёров в плане может быть только прямолинейной, а в вертикальной плоскости прямолинейной и с перегибами.
В случаях использования транспортёров ленточных ТЛЖ переносного типа механизм имеет раму, которая состоит из отдельных звеньев с длиной, варьирующейся от 2 до 3 метров. Эти секции соединяются посредством зажимов. В таких транспортёрах длину можно варьировать путем добавления или удаления секций.
В общем виде транспортёры ленточные ТЛЖ состоят из нескольких основных элементов к которым относятся натяжная секция, приводная секция, промежуточные секции, роликовые опоры, конвейерная лента и привод.
Транспортерная лента несёт на себе перемещаемый сыпучий, штучный или тарный груз. Кроме того транспортерная лента играет не только грузонесущую роль, но является и тяговым элементом который воспринимает натяжение от приводного барабана.
В качестве тягового органа наибольшее распространение получили прорезиненные тканевые ленты, которые состоят из нескольких слоёв хлопчатобумажной ткани, беритинга. Между собой эти бумажные слои связываются резиной. Ширина транспортерной ленты унифицирована и берётся из существующего ряда.
В зависимости от ширины ленты выбирается количество входящих в её состав прокладок. Так, например, для ленты шириной 300 мм количество прокладок варьируется от 3 до 4, при ширине ленты 500 количество прокладок варьируется от трёх до шести и так далее.
По той причине, что длина транспортёра ленточного ограничивается прочностью ленты, для её увеличения примерно в два раза используется особый прочный бельтинг или же уточно-шнуровочная ткань.
Также для повышения прочностных характеристик конвейерные ленты с прокладками применяются прокладки из искусственных волокон, нейлона, перлона, анида.
Достаточно широкое распространение в качестве транспортерной ленты получили прочные ленты с каркасом из стальных тросиков, которые позволяют увеличивать длину конвейера вплоть до нескольких километров. На нашем предприятии транспортёры ленточные ТЛЖ изготавливаются с длинами до 150 метров и соответственно подобного рода конвейерной ленты не применяются.
Кроме того, на транспортёры ленточные ТЛЖ возможно устанавливать конвейерные ленты общего назначения, или же специальные конвейерные ленты. К специальным конвейерным лентам относятся в первую очередь теплостойкие и морозостойкие транспортерные ленты.
Применяемые в составе транспортёров теплостойкие ленты благодаря специальной обкладке, а также асбестовой прокладке можно использовать при температурах до 100 C. Для того чтобы транспортерная лента применялась при низких температурах в состав конвейерной ленты включается специальная добавка антрифриз. После включения данной добавки транспортерная лента способна эксплуатироваться при температурах -45.
Для того чтобы придать желобчатую форму транспортерной ленте, на рабочем участке, где производится перемещение груза на транспортёры устанавливаются специальные элементы, называемые роликовые опоры. Именно использование роликовых опор позволяет существенно увеличить общую производительность данного оборудования.
Наше предприятие изготавливает транспортёры ленточные это уже производительностью достигающей 175 тонн в час при работе конвейера с продуктом с насыпной плотностью 0,75 тонн на метр кубический.
Если транспортёры ленточные работают под наклоном, то угол наклона не должен превышать 18-20 по отношению к горизонту. Превышение указанного угла может спровоцировать сползание перемещаемого груза вниз под уклон. Для некоторых сыпучих грузов угол наклона и того меньше. Так, например для отсортированного и промытого гравия угол наклона не должен превышать 12.
Для каждого типа груза существует свой рабочий угол наклона, который выбирается в соответствии с углом естественного откоса для транспортируемого продукта. Кроме того, из-за провисания ленты на роликовых опорах действительный угол наклона больше, в сравнении с общим геометрическим наклоном установки.
Именно по этой причине угол наклона конвейерной установки должен быть порядка на 7 -10 градусов меньше в сравнении с углом трения материала ленту. Угол трения материала о ленту называется ещё углом естественного откоса.
С целью увеличения угла наклона вплоть до 50-60 градусов применяют специальные типы лент. Безусловно, поддержание холостой ветви этих транспортерных лент в значительной степени затруднено, поэтому ребристую ленту используют только для небольших транспортеров, у которых обратная ветвь может свободно провисать без применения опор.
Для осуществления работы с большими углами наклона используются также транспортеры ленточные ТЛЖ, которые имеют в своём составе конвейерную ленту с перегородками и поддерживающими роликами. Холостая ветвь укладывается на два расставленных ролика, между которыми проходят перегородки.
Непосредственно к несущей поверхности ленты крепятся во всю её длину гибкие продольные рёбра. Эти рёбра укрепляют поперечные перегородки и перемещаются по роликам вдоль холостой ветви. Поперечные перегородки могут иметь форму решёток.
С целью повышение устойчивости, перегородки опираются на кронштейны. В случае использования стандартной конструкции транспортёра ленточного ТЛЖ можно значительно увеличить угол наклона конвейера используя прижимную транспортерную ленту. Эта конструкция транспортёра ленточного ТЛЖ на нашем предприятии не изготавливается.
При осуществлении монтажа конвейерной ленты концы её скрепляются между собой. Наиболее оптимальным вариантом является склеивание её резиновым клеем с последующей вулканизацией. Прочность подобного рода стыка достигает 85% прочности цельной ленты.
Прежде чем осуществить склеивание, каждый из концов транспортерной ленты обрабатывается — срезаются ступени по числу прокладок. Часто ленту соединяют металлическими шарнирами, которые прикрепляют медными заклёпками к её концам. Так как транспортёры ленточные ТЛЖ обладают желобчатой лентой, шарниры составляют из нескольких частей в соответствии с числом роликов в опоре
Кроме того достаточно широкое распространение получила стыковка конвейерной ленты соединением специальными крючками, которые образуют петли. В эти петли пропускается кусок стального каната. Несмотря на то, что подобного рода соединения легко выполнить, прочность его недостаточно высока.
Следующим важным элементом, входящим в состав транспортёров ленточных желобчатых являются роликовые опоры. В зависимости от размещения роликовые опоры подразделяются на верхние, рабочие, и нижние, поддерживающие роликовые опоры.
В соответствии с желобчатой формой рабочей части ветви верхние роликовые опоры в подавляющем большинстве случаев включают в свой состав три ролика. Применение трёх роликов является наиболее оптимальным для эффективной эксплуатации конвейерного оборудования.
Нижние роликовые опоры в связи с плоской формой ветви имеют в своем составе один поддерживающий ролик. Наиболее оптимальное расстояние между установленными рабочими роликовыми опорами варьируется в пределах 1,1- 1.5 м и зависит напрямую от перемещаемого груза, а в частности его насыпной плотности.
Также расстояние между роликовыми опорами зависит от ширины применяемой ленты. Чем больше ширина ленты применяется, тем чаще надо ставить роликовые опоры. Расстояние между роликовыми опорами в холостой ветви раза в два больше чем на рабочей части конвейера.
Для того чтобы предотвратить сбегание ленты с применением трёх роликов в роликовых опорах, боковые ролики устанавливают с небольшим отклонением вперёд по ходу ленты. При этом лента большей частью ширины ложится на другой ролик. При этом центрирующие действия последнего возрастает.
Приводные устройства, устанавливаемые на транспортёры ленточные ТЛЖ, могут включать в свой состав мотор-редуктор, электродвигатель плюс редуктор, установленные через предохранительные муфты, или же электродвигатель плюс цепная или ременная передача.
Выбор того или иного привода, устанавливаемого на конвейеры желобчатые осуществляется с учётом нагрузок на транспортерное оборудование.
Для осуществления натяжения транспортерной ленты натяжная секция оснащается специальным натяжным механизмом, который перемещает вал с натяжным барабаном в осевом направлении конвейера. Наиболее применяемые натяжные устройства являются винтовые натяжные устройства. Винтовые натяжные устройства отличаются компактностью, но при этом требуют постоянного наблюдения, так как по мере вытягивания ленты натяжение в ней ослабевает, и она начинает буксовать.
Для расчёта натяжного устройства необходимо исходить из показателей усилий натяжения ветвей ленты у натяжного барабана. Кроме того транспортёры ленточные ТЛЖ оснащаются загрузочными и разгрузочными устройствами. Конструкция этих загрузочных и разгрузочных устройств выбирается в соответствии с техническими характеристиками перемещаемого груза.
Кроме того, в состав конвейера могут быть включены специальные очистные устройства, которые предназначаются для очистки наружной поверхности конвейерной ленты от прилипших к ней частиц материала. Транспортеры ленточные ТЛЖ состоят из приводной секции, натяжной секции промежуточных секций.
Приводная секция включает свой состав сварную раму, в которой устанавливается приводной вал барабана, расположенный в подшипниковых узлах. Натяжная секция также состоит из сварной конструкции, сваренной из профиля, в которой устанавливается натяжной барабан.
Промежуточные секции состоят из сварных металлических конструкций. Между собой секции крепятся посредством болтовых соединений. В верхней части транспортёра устанавливаются роликовые опоры, на которые во время работы опирается конвейерная лента.
Нижняя часть рамы также оснащается роликовыми опорами, которые поддерживают холостую ветвь конвейерной ленты. Один вал приводного барабана выходит за внутреннее пространство секции и соединяется с приводной частью конвейера.
Дополнительные элементы и материал изготовления транспортёров ленточных ТЛЖ
Транспортёры ленточные ТЛЖ в подавляющем большинстве случаев изготавливаются из чёрного металла. Толщина металла выбирается в соответствии с условиями эксплуатации, а также в соответствии с техническими характеристиками перемещаемого груза. К дополнительным опциям, которыми комплектуются транспортеры, относятся устройство плавного пуска, компенсирующее пиковые пусковые нагрузки, частотные преобразователи, предназначенные для корректировки производительности оборудования, загрузочные и разгрузочные устройства, система датчиков, предназначенных для оповещения о возникновении аварийной ситуации и остановки оборудования.
Для получения общей расценки транспортёра ленточного ТЛЖ необходимо сообщить несколько основных параметров, к которым относится производительность, длина трассы, характеристики груза, условия эксплуатации, а также необходимо сообщить об установке дополнительных опций.