Закрытые скребковые конвейеры для пылящих грузов применяются в тех случаях, когда использование обычных типов транспортерного оборудования без применения специально изолированной трассы перемещения сыпучего груза приводит к большой запылённости мест применения оборудования.
Одной из основных опасностей запыления места применения транспортера является нанесение вреда здоровью обслуживающему конвейерное оборудование персоналу. Любой перемещаемый сильно пылящийся груз наносит непоправимый урон здоровью, попадая в дыхательные пути. Загрязнение окружающей производственной среды частями продукта во взвешенном в воздухе пространстве приводит к возникновению у персонала болезней.
Кроме того, перемещение сильно пылящихся продуктов способно вызвать серьёзное загрязнение как производственных помещений, в случае размещения оборудования внутри промышленных цехов, так и окружающей среды, в случаях, когда оборудование применяется на открытых площадках.
К сильно пылящимся продуктам относятся такие продукты как мука, цемент, гипс и прочие подобные продукты. Безусловно, перемещение перечисленных продуктов невозможно без возникновения пыли в воздухе. По этой причине важным вопросом, который необходимо решить при транспортировке грузов, склонных к пылеобразованию, является вопрос полной изоляции трассы перемещения. В некоторых случаях изолируется трасса перемещения и слабо пылящихся грузов, к которым относятся зерновые материалы, семя подсолнечника, различные химические ингредиенты.
При перемещении данных продуктов, хотя и в меньшей степени, но также возникает запылённость окружающей среды, и как следствие, возникает опасность нанесения вреда.
Существует несколько основных типов конвейерного оборудования, посредством которых перемещаются сильно пылящиеся грузы. К основным транспортным механизмам, с помощью которых производится перемещение сильно пылящихся грузов, относятся винтовые конвейеры, элеваторное оборудование, в некоторых случаях ленточные конвейеры.
Для всех типов ленточных конвейеров производится изготовление специальных кожухов, закрывающих внутреннее пространство транспортирования сильно пылящихся грузов. Эти кожухи изготавливаются из небольших элементов, которые закрепляются к станине ленточного конвейера посредством болтовых соединений. В некоторых случаях защитные кожухи исполняются в виде съёмных элементов.
Недостатком применения ленточных конвейеров, в качестве транспортирующего механизма предназначенного для пылящихся продуктов является высокая стоимость входящих в состав транспортного механизма, а также невозможность транспортирования сильно пылящегося продукта под углом, превышающим угол естественного откоса для пылящегося продукта. Для большинства грузов подобного рода естественный угол откоса варьируется в пределах до 20-22 к горизонту.
По перечисленным причинам ленточные конвейеры в значительной степени менее распространены в качестве механизма для транспортировки создающих пыль грузов, чем прочие типы транспортерного оборудования.
Элеваторное оборудование используется в тех случаях, когда транспортировка сыпучих сильно пылящихся материалов производится вертикально вверх. Винтовые конвейеры хотя и достаточно часто применяются для транспортировки сильно пылящихся продуктов, но не обладают всем тем спектром достоинств, которым обладают закрытые скребковые конвейеры для пылевых продуктов.
К основным достоинствам применения закрытых скребковых конвейеров для пылящих продуктов относится изолированная от внешней среды трасса, возможность размещения в составе одного конвейера и горизонтальных участков перемещения и наклонных участков перемещения продукта. Кроме того к преимуществам относится простота конструкции конвейера скребкового с закрытой трассой и возможность проведения загрузки и разгрузки оборудования в любой точке вдоль всей трассы перемещения.
К недостаткам транспортирования сильно пылящих продуктов посредством данного оборудования относится высокая энергоёмкость оборудования, быстрый износ всех контактирующих с продуктом частей транспортёра, особенно в тех случаях, когда осуществляется транспортировка сильно абразивных пылевых грузов.
Существует два основных типа закрытых скребковых конвейеров для пылящих грузов. К первому типу закрытых скребковых грузов относится транспортерное оборудование, включающее в свой состав высокие скребки. В общем в целом данный тип цепного конвейера конструктивно схож со вторым типом конвейерного оборудования, однако в его состав входит цепное полотно, на котором установлены скребки по ширине значительно превосходящей ширину применяемого цепного полотна.
В данном типе конвейеров перемещение пылевых грузов происходит под действием воздействия фронтальной поверхности скребков на груз. Перемещение осуществляется порционным способом. Второй способ транспортировки является более распространенным. Транспортировка груза осуществляется посредством воздействия скребков на общую массу груза. Скребки проталкиваются через массу продукта и вовлекают груз в движении след за собой единым потоком. Такой способ транспортировки становится возможным вследствие разницы проталкивающего усилия и сил трения стенки и дно грузом. Проталкивающие усилия в значительной степени превосходит силы трения о дно и стенки.
Скребки в данном типе конвейеров изготавливаются либо равном ширине применяемой цепи, либо немного превосходят ширину цепи. Конструктивно закрытые скребковые конвейеры для пылевых продуктов включают в свой состав несколько основных элементов. В состав как первого типа, так и второго типа цепных скребковых конвейеров входит приводная секция, натяжная секция, промежуточные секции, привод.
Приводная секция представляет собой сварную конструкцию, изготовленную из листового металла таким образом, чтобы образовывался короб. Верхняя часть этого короба накрывается крышками. Крепление крышек осуществляется посредством болтовых соединений. Внутри приводной секции располагается ось с закреплённой на ней звёздочкой. На конвейерах скребковых может применяться одна или две звёздочки. Количество звёздочек определяется количеством ветвей цепи используемой в конструкции транспортёра.
Ось со звёздочками устанавливается в подшипниковые узлы. Один конец оси выводится за внутреннее пространство и соединяется с приводом. Привод комплектуется мотор редуктором, электродвигателем плюс редуктором, или электродвигателем плюс цепной или ременной передачей. С противоположной стороны от приводной секции располагается натяжная секция. Натяжная секция представляет собой короб, изготовленный из листового металла внутри которого располагается ось с установленными звёздочками.
Ось со звёздочками монтируется на натяжную секцию таким образом, чтобы сохранялась подвижность её в осевом направлении конвейерного оборудования. Посредством осевого перемещения оси со звёздочками производится натяжение цепного полотна. Должное натяжение цепного полотна предотвращает возможность соскальзывания его со звёздочки и заклинивание конвейера.
Пространство между натяжными и приводными секциями заполняется промежуточными секциями. Между собой секции крепятся посредством болтовых соединений. Длина промежуточных секций варьируется в пределах от двух до трёх метров. Все стыки в скребковых конвейерах, предназначенных для перемещения пылеобразующих грузов, дополнительно оснащаются уплотняющими элементами. В качестве уплотнения могут выступать резиновые прокладки, или же прокладки, изготовленные из картона.
Для того чтобы исключить попадание продукта во внешнюю среду, загрузка и разгрузка оборудования производится через специальные трубопроводы, которые осуществляют как подведение продуктов к транспортеру, так и его отведения от конвейерного оборудования.
Для осуществления контроля переключения разгрузочных и загрузочных окон, на оборудование устанавливается специальная запорная арматура. К данному типу запорного оборудования относятся реечные задвижки.