Штучные и насыпные грузы включают в свой состав все продукты, с которыми взаимодействуют рабочие органы перегрузочных устройств. К насыпным грузам относятся грузы, которые хранятся и перемещаются навалом.
К таким грузам в первую очередь относятся сыпучие материалы, металлическая стружка, мелкие детали, заготовки и так далее. Штучные грузы по характеру и особенностям их переработки можно условно разделить на единичные грузы, или соответственно штучные, пакетированные и контейнерные.
Единичные грузы — это детали, узлы, машинные агрегаты, приборы и тому подобное. К единичным грузам также относятся грузы в первичной таре, так называемые тарноштучные грузы, к которым относятся ящики, кипы, бочки и мешки, рулоны, а также жидкие газообразные грузы, размещенные в специальных емкостях. Это самая многономенклатурная категория штучных грузов, которая обуславливает многообразие перегрузочных машин, а также их рабочих органов.
При этом рабочие органы должны учитывать особенности и физико-механические свойства грузов, предназначенных для транспортировки. Штучные насыпные грузы, размещённые в таре, или иначе тарные грузы, это изделие, детали и узлы, которые размещаются в специальных производственных тарах.
Под тарой понимают промышленные изделия, которые служат для осуществления хранения грузов, а также обеспечивают их сохранность и целостность. Важная особенность тары заключается в осуществлении обезличивания перемещаемых грузов.
При проведении работ с грузами в таре имеется дело не с десятками тысяч параметров, которые в конечном счете характеризуют единично перемещаемые грузы, а всего лишь с несколькими типоразмерами производственной тары. Размещённые в таре грузы обеспечивают высокую степень эффективности использования грузоподъёмности, а также грузовместимости подвижного состава всех видов транспортирующих устройств, а также создают большие удобства во время осуществления перегрузки и прочих складских операций.
Штучные насыпные грузы, расфасованные в пакеты, или иначе называемые пакетированные грузы это единичные, тарноштучные, а также тарные грузы, которые собираются в пакеты на стандартных плоских поддонах или же прокладках. Применяются пакетные перевозки межзаводские и в некоторых случаях межцеховые.
Во время осуществления перегрузки пакетов применяются стандартные средства механизации, а в частности напольный транспорт, штабелёры. Внедрение поштучного перемещения грузов повышает эффективность средств механизации работ.
Штучные насыпные грузы, размещенные в контейнерах, являются следующим типом транспортируемого продукта. Контейнерные грузы это укрупнённые до 30 тонн и более, тарные, а также штучные и пакетированные грузы, которые размещаются в контейнерах.
Контейнерами называется унифицированная многооборотная тара для безперевалочной доставки грузов в пределах общегосударственного транспорта.
Для осуществления перегрузочных операций с контейнерами применяются автопогрузчики, контейнеровозы и козловые контейнерные перегружатели, которые оснащаются спредерными захватами. Перегрузочные устройства в основном создаются для осуществления транспортировки единичных и тарных грузов. Пакетированные и контейнерные грузы перерабатываются стандартными средствами механизации, но и они часто оснащаются сменными грузозахватными устройствами и приспособлениями.
Физико-механические свойства грузов оказывают существенное влияние на способ их транспортировки, а также захвата и перегрузки. Основными свойствами насыпных грузов являются крупность частиц, насыпная масса, угол естественного откоса, коэффициенты внутреннего и внешнего трения, а также абразивность продукта предназначенного для транспортировки.
По крупности частиц насыпные грузы можно разделить на восемь основных категорий с размерами шести от 500 до 300 мм и более в диаметре. При перемещении таких грузов важна их однородность по крупности, которая характеризуется коэффициентом однородности. Крупность грузов учитывается при назначении ширины рабочих органов перегрузочных устройств, пересыпных лотков, размеров выходных отверстий бункеров.
В зависимости от насыпной массы грузы можно разделить на четыре основных категории. К первой категории относятся лёгкие грузы с насыпной плотностью 0,6 тонн на метр кубический и менее, ко второй средние грузы с насыпной плотностью варьирующиеся в пределах от 0,6 до 1,1 тонны на метр кубический, к третьей тяжёлые грузы с насыпной плотностью 1,1 до 2 тонн на метр кубический и весьма тяжёлые грузы с насыпной плотностью превосходящей по значению 2 тонны на метр кубический.
Угол естественного откоса характеризует способность грузов образовывать штабеля с углом при основании между поверхностью свободного откоса и горизонтальной плоскостью. Различают значения этого угла в покое, или же в движении. В движении угол равняется приближённо произведению коэффициента 0,7 на угол естественного откоса в покое.
Коэффициенты трения груза о поверхность рабочего органа машины, резина, сталь, пластмасса, и соответствующие им углы трения учитывают при назначении угла установки машины.
По абразивности, или иначе способности истирать поверхности рабочего органа, различают грузы не абразивные, к которым относятся грузы группы А, мало абразивные группы В, средней абразивности и высокоабразивные грузы.
Все основные свойства наиболее распространённых насыпных грузов приводятся во всевозможной справочной и учебной литературе. При осуществлении расчёта, а также проектирования перегрузочных машин кроме названых факторов приходится учитывать также и специфические свойства насыпных грузов. К таким специфическим свойствам в первую очередь относится липкость, влажность, слеживаемость грузов, пылеобразование, способность влиять на элементы транспортирующего механизма, например на элементы датчиков.
Штучные грузы характеризуются массой, габаритными размерами, формой, а тарные и пакетированные контейнерные грузы кроме того характеризуются посадочными размерами. При осуществлении перегрузочных операций приходится учитывать такие особые свойства, как прочность, жёсткость, устойчивость, а также чувствительность к вибрациям.
Кроме того, необходимо учитывать во время осуществления перегрузочных операций взрывоопасность, пожароопасность, температуру транспортировки, магнитные свойства продукта, газопроницаемость транспортируемого груза и прочие специфичные показатели.
Особую сложность во время осуществления перегрузочных операций вызывают единичные крупногабаритные грузы с большой массой. Часто такие грузы имеют вид первичного пакета, параметры которого, в частности массой, габариты стандартизированы. К таким материалам относятся пакеты пиломатериалов, листового металла, рулоны бумаги и прочее.
Унифицированы и штучные грузы, к которым относятся ящики, мешки, бочки и прочие подобные грузы. Хранятся штучные грузы на стеллажах или штабелях с вертикальными стенками. При этом единичные грузы размещаются в подавляющем большинстве случаев на поддонах. Исключением являются грузы, форма которых позволяет создавать устойчивые штабеля.
Конструкции стеллажей применяются разнообразные, а в частности клеточные, гравитационные, проходные, тупиковые, передвижные, элеваторные и прочие. Для осуществления складирования металлопроката применяются стоечные консольные стеллажи.
Производственная тара является неотъемлемой частью процессов транспортировки грузов и составляет основу техники транспортирования, а также осуществления складирования. Оснащение производственного процесса своей современной унифицированной тарой является первоочередным условием для комплексной механизации, а также автоматизации транспортных складских и перегрузочных операций. Производственная тара служит для внутризаводского обращения, как на межцеховых, так и на внутрицеховых и межоперационных перемещениях. Конструкция и габариты тары должны быть приспособлены для перемещения основным видом межцехового транспорта, а в частности механическим безрельсовым транспортом, а ёмкость должна находиться в пределах наиболее перемещаемых партий грузов. Кроме того транспортировка тары в некоторых случаях осуществляется специальными транспортирующими механизмами к которым относятся ленточные конвейеры.