Устройство нории

Устройство нории зависит от вида нории. Нория относится к оборудованию, предназначенному для перемещения в вертикальном направлении различных сыпучих грузов. Ни одно из предприятий, где происходит переработка сыпучих грузов, не обходится без данного типа оборудования.

Нории находят своё применение в химической промышленности, в зерноперерабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в строительной промышленности и в прочих местах, где требуется поднимать сыпучие грузы на высоту. Широкое применение данного типа оборудования обуславливается целым рядом преимуществ. К основным преимуществам эксплуатации нории относится простота конструкции, высокая производительность оборудования, достигающая 400 тонн в час, большая высота подъёма груза в вертикальном направлении (до 100 метров).

Так же к преимуществам применения нории относится малая площадь, занимаемая оборудованием в плане. Существует два вида нории. К первому виду нории относятся тихоходные нории. Тихоходные нории предназначены для перемещения в вертикальном направлении практически всего спектра сыпучих грузов, обладающих повышенной насыпной плотностью (свыше 1.5 тонн на метр кубический). Все тихоходные нории включают в свой состав цепь. Цепь тихоходной нории является тяговым органом, на котором размещаются ковши.

Скорость перемещения тягового органа, цепи с ковшами, не превышает 1,2 метров в секунду. Кроме того, отличительной чертой тихоходной нории является способ загрузки продукта, предназначенного для перемещения, а также способ его разгрузки. Загрузка тихоходный нории осуществляется через загрузочное окно, расположенное в нижнем элементе нории, называемом носком нории. Крепление ковшей к цепному полотну производится встык, то есть расстояние между последовательно размещенными ковшами отсутствует.

Груз, подаваемый с помощью дополнительных транспортных средств (ленточные конвейеры, скребковые конвейеры, винтовые конвейеры), или вручную засыпается в загрузочное окно и попадает непосредственно во внутреннее пространство ковша. Цепь с закрепленными на ней ковшами и грузом внутри перемещается вверх вдоль шахты нории и, достигая верхней точки, отводится чуть в сторону посредством специальной отводящей звёздочки. Разгрузка ковшей производится во время переворота ковша под действием силы тяжести.

Высыпанный груз падает через разгрузочные окно и далее посредством специальных дополнительных транспортирующих средств, или с помощью систем самотёков перемещается к месту дальнейшего применения. Конструктивно тихоходная нория состоит из нескольких основных элементов. К этим элементам относятся голова нории, которая располагается в крайней верхней точке оборудования. Голова нории, как уже отмечалось, включает в свой состав приводную ось со звёздочками.

Приводная ось с размещённой на ней звёздочкой (или звездочками, в зависимости от количества ветвей цепи) устанавливается в подшипниковые узлы, обеспечивающие беспрепятственное вращение. Один конец оси выводится за внутреннее пространство нории и соединяется с приводной частью оборудования. Приводная часть оборудования может комплектоваться различными способами. Способ комплектации выбирается в зависимости от производительности оборудования, высоты подъёма продукта и характеристик перемещаемого груза.

Возможна комплектация нории мотор редуктором, электродвигателем плюс редуктор, электродвигатель плюс ременная или цепная передача. Голова нории представляет собой сварную металлическую конструкцию, обечайку, состоящую из листов толщиной от 3 да 5 мм. Толщина применяемого материала также зависит от производительности оборудования и высоты подъёма. Голова нории оснащается специальным окном разгрузки, который может оснащаться разгрузочным патрубком.

В верхней части головы нории располагается специальное устройство, называемое газоразрядное устройство. Газоразрядное устройство предназначается для стравливания возникающего во внутреннем пространстве нории при перемещении сыпучих материалов избыточного давления. Стравливать избыточное давление из внутреннего пространства нории просто необходимо из-за опасности возникновения взрыва и пожара при достижении критических показателей.

Газоразрядное устройство может изготавливаться или с применением специальных мембран, которые по достижению максимальных показателей разрываются и газ выводится из нории, или стравливание может происходить через патрубок, оснащённый подвижной крышкой. В случае оснащения головы нории патрубком с подвижной крышкой давление, достигая максимальных отметок, подбрасывает крышку вверх и газ выводится. При снижении показателей давления крышка возвращается в исходное положение.

Кроме того, голова нории включает в свой состав специальный элемент, называемый тормоз нории. Тормоз нории предназначен для обеспечения заклинивания цепного полотна с нагруженными продуктом ковшами. Заклинивание препятствует её обрушению вниз вдоль шахты нории. Ситуация, когда цепное полотно вместе с ковшами обрушивается в шахту нории, может привести выходу нории из рабочего состояния на длительный промежуток времени, или в некоторых случаях полной поломки оборудования. Исходя из описанных причин, поставка нории без комплектации тормозом нории недопустима.

Для обеспечения своевременного оповещения обслуживающего персонала о возникновении аварийных ситуаций, на корпусе головы нории и во внутреннем пространстве устанавливаются специальные датчики. Нория может оснащаться датчиками обрыва цепи, датчиками скорости. Для осуществления плавного пуска оборудование может оснащаться специальным устройством называемым устройством плавного пуска. Это устройство обеспечивает максимальное снижение негативного воздействия пиковых нагрузок на цепь, электродвигатель, прочие элементы нории и, соответственно, в конечном счёте, увеличивает общий ресурс работоспособности оборудования.

Для осуществления небольшой коррекции производительности оборудования, нория может оснащаться частотным преобразователем. С помощью частотного преобразователя регулируется производительность в пределах 5%. В нижней части нории располагается носок нории. Носок нории, так же как и голова нории, является сварным элементом, состоящем из листовой стали толщиной от 3 до 5 мм. Носок нории оснащается специальным загрузочным окном через который осуществляется подача сыпучего груза.

Во внутреннем пространстве носка нории располагается натяжная ось со звёздочками. Она устанавливается таким образом, чтобы было возможно производить перемещение её в осевом направлении нории. Это перемещение необходимо для обеспечения надёжного натяжения цепного полотна, препятствующего его проскальзыванию и сходу со звёздочек. Пространство между носком нории и головой нории занимают промежуточные элементы, которые формируют общую трассу, шахту нории.

Эти промежуточные элементы называются промежуточными секциями. Промежуточные секции представляют собой конструкцию, состоящую из труб квадратного и круглого сечения, концы которых оснащаются фланцами. Через фланцы осуществляется крепление промежуточных секций между собой и крепление к голове нории и носку нории.  Во внутреннем пространстве нории располагается цепное полотно, которое огибает натяжную ось со звёздочками и приводную ось со звёздочками. Концы цепного полотна крепятся между собой. Промежуточные секции могут оснащаться специальными смотровыми окнами для осуществления контроля работы норийного оборудования.

Второй тип нории это быстроходная нория. Быстроходная нория осуществляет перемещение тягового органа со скоростью превышающей 1,2 метра в секунду. Тяговым органом быстроходной нории является конвейерная лента. Крепления ковшей к ленте осуществляется с помощью специальных норийных болтов. Быстроходная нория отличается от тихоходной нории способом загрузки и разгрузки перемещаемого груза. Загрузка в быстроходной нории осуществляется через загрузочное окно таким образом, чтобы сыпучий груз перемещался во внутреннее пространство, на дно носка нории.

Лента конвейерная огибает натяжной барабан и ковшами, закрепленными на ленте, зачерпывает сыпучий груз непосредственно из насыпи внутри носка нории. Далее груз, размещенный в ковшах, перемещается вверх вдоль шахты нории и в верхней точке, огибая приводной барабан, ковши опорожняются. Вывод перемещаемого груза из внутреннего пространства ковшей осуществляется под действием центробежных сил и сил тяжести. Груз при этом как бы выплёскивается из ковша и перемещается в разгрузочное окно.

Все конструктивные элементы быстроходной нории подобны элементам тихоходной нории. Исключением является применение в конструкции тягового органа — ленты с ковшами, а также приводного барабана и натяжного барабана вместо осей со звёздочками.

Быстроходный тип нории применяется для осуществления перемещения хорошо сыпучих грузов, обладающих сравнительно небольшой насыпной плотностью, до 1,2 тонны на метр кубический.