Обслуживание грузоподъемных машин

Обслуживание грузоподъемных машин

Обслуживание грузоподъемных машин является одной из важных и приоритетных задач при эксплуатации этих механизмов. Правильность обслуживания грузоподъёмных машин в конечном счёте напрямую влияет на безопасность работы, а также на долговечность эксплуатационных сроков механизма.

При нарушении основных правил и норм эксплуатации грузоподъёмных механизмов возможно возникновение серьезных аварийных ситуаций, в конечном счете приводящих как к поломке грузоподъёмной машины, так и к возможному нанесению травмы обслуживающему механизм персоналу.

Любая из грузоподъёмных машин, обладающая возможностью поднимать грузы свыше одной тонны в обязательном порядке должна проходить регистрацию и освидетельствования в технадзоре и в обязательном порядке проходить все испытания согласно основных правилам эксплуатации.

Любое освидетельствование, хоть очередное, хоть не очередное необходимо для определения полной работоспособности всего механизма. Очередные освидетельствования происходят не реже чем раз в год, внеочередные могут происходить значительно чаще. К внеочередным проверкам полной работоспособности механизма относится проверка после монтажа, какого бы то ни было переустройства (в том числе замены канатов), а также, после ликвидации возникших аварийных ситуаций и ремонта.

Освидетельствование работоспособности требуется для того, чтобы дополнительно убедиться, что оборудование находится в полностью исправном состоянии, готовым в безопасном для себя и окружающего персонала режиме производить подъём и спуск грузов в штатном, рабочем цикле. Освидетельствование нормального работоспособного состояния грузоподъемного механизма производят специально подготовленный для этой цели персонал, обладающий всем спектром необходимых для совершения грамотного осмотра оборудования знаний.

Во время проведения осмотра грузоподъемного оборудования, а также при испытании его, первоначально осуществляется визуальный осмотр с наблюдением за всеми подвижными и неподвижными узлами и деталями механизма. Это визуальный осмотр производится при полностью неподвижном и обеспеченном оборудовании. В случае обнаружения дефектов деталей и узлов производится их коррекция, ремонт, или же замена на новое.

При устранении всех видимых недостатков и поломок оборудования производится испытание грузоподъемного механизма запуском в холостом режиме. При проведении пробного холостого запуска оборудования, персонал, производящий осмотр, должен убедиться в нормальной работе всех узлов, входящих в механизм. При отсутствии видимых неисправностей, оборудование подвергается испытанию грузоподъемного механизма при статической нагрузке, которая должна превышать обычную, рабочую эксплуатационную нагрузку, не менее чем на 25%.

При завершении проверки механизма под статической нагрузкой, производится проверка при динамической нагрузке с проведением перемещения груза превышающего рабочий вес на 10%. Для проведения полноценного испытания оборудования при статических нагрузках производится подъём груза, превосходящего на 25% рабочий вес, на высоту 10 см, и далее, оборудование оставляется с подвешенным грузом не менее чем на 10 минут.

В тех случаях, когда производится испытание при статической нагрузке стреловых кранов, проверка осуществляется в двух вариантах, при максимальном вылете стрелы и при минимальном вылете стрелы. По завершению испытания при статической нагрузке производится изъятие груза и полный осмотр деталей на предмет возникновения остаточных деформаций.

При осуществлении динамического испытания оборудования необходимо произвести несколько операций подъема и опускания груза и по окончании перемещений проверить узлы и детали механизма.  Все испытания, как в статическом состоянии, так и динамическом состоянии, должны в обязательном порядке заноситься в раздел паспорта на изделие. Каждый из грузоподъёмных механизмов должен быть замаркирован и иметь свой регистрационный номер.

Также, на оборудовании должна быть выставлена дата последнего освидетельствования, проведённого обслуживающим оборудование персоналом.  Персонал, который в дальнейшем будет производить эксплуатацию грузоподъемного оборудования должен обязательно быть старше 18 лет и в обязательном порядке должен пройти полный курс обучения работе на грузоподъёмных механизмах.

В дальнейшем перед допуском к работе на грузоподъёмных механизмах персонал должен пройти аттестационную квалификацию, результаты которой зафиксирует комиссия с обязательным участием представителя органа технадзора. В случае допуска к работе персонал получает эксплуатационную инструкцию. Проверка знаний, обслуживающего грузовое оборудование персонала, обязана производиться не менее чем раз в год. Всю ответственность за штатное, рабочее состояние грузоподъёмных механизмов несёт представитель технической администрации.

Обслуживание грузоподъёмных машин в первую очередь включает в свой состав определенный ряд требований, которые ни в коем случае не должны нарушаться. Персонал, осуществляющий эксплуатацию грузоподъемного механизма должен следить за тем, чтобы бы грузы, вес которых в значительной степени превышает допустимый вес, не допускались к работе на механизме. Нельзя осуществлять эксплуатацию грузоподъёмных механизмов с ослабленными креплениями, а также с вышедшими из строя деталями, которые, в конечном счете, придают неустойчивое состояние перемещаемому грузу.

Неустойчивое расположение перемещаемого груза, в конечном счете, может вызвать его падение и повреждение, как оборудования, так и персонала. При работе на кране, персонал должен следить за отсутствием превышения допустимого веса груза для текущего вылета стрелы, а также в обязательном порядке следить за тем, чтобы не производились попытки подъёма грузов заваленных другими грузами, землей, или же закреплённых с помощью болтов.

Кроме перечисленных основных требований, необходимо также следить за нормальной работоспособностью всех входящих в состав оборудования концевых выключателей. При выходе из строя контрольно-измерительных приборов, оборудование должно быть немедленно выведено из эксплуатации и должна быть произведена замена неработающих контрольно-измерительных приборов на полностью работоспособные приборы.

На грузоподъёмных механизмах, которые предназначены строго для подъёма грузов, ни в коем случае не должно осуществляться перемещение людей. Также полностью запрещено перемещение людей с помощью стрелового крана. Грузоподъёмное оборудование должно эксплуатироваться без допуска в зону перемещения грузов посторонних людей. Кроме всего прочего, обслуживающему оборудованию персоналу необходимо следить за отсутствием нахождение посторонних предметов в зоне транспортирования. В случае длительной остановки механизма необходимо произвести его обесточивание с закрытием площадки или кабины лифта.

При возникновении аварии, повлекшей за собой причинение вреда здоровью обслуживающему персоналу, производится расследование с участием представителей технадзора. Как уже отмечалось, подбор хорошо обученного и в должной степени квалифицированного персонала, в конечном счете, максимально расширит эксплуатационные сроки оборудования и обеспечит максимальные показатели безопасности работы грузоподъемной машины.

Также для обеспечения максимального срока эксплуатации оборудования персоналу необходимо следить за осуществлением регулярной смазки оборудования, проверки всех входящих в состав оборудования гидросистем, а также бесперебойным снабжением электропитанием оборудования. Персонал должен следить за всеми трущимися и контактирующих друг с другом частями механизмов.