Устройство ленточного конвейера

Устройство ленточного конвейера зависит от условий эксплуатации транспортирующего оборудования, а также от характеристик перемещаемого груза. Ленточные конвейеры относятся к типу оборудования, которое способно перемещать практически весь спектр штучных и насыпных грузов. Отличительной чертой ленточных конвейеров является длина трассы перемещения груза.

Ни один другой конвейер не способен перемещать грузы несколько километров в длину (существуют транспортеры с общей длиной более трех километров). Конвейеры ленточные такой длины применяются в подавляющем большинстве случаев в добывающей промышленности, на карьерах. Кроме того, ленточные конвейеры способны перемещать грузы с большой производительностью, достигающей 500 тонн в час. Эти два основных преимущества делают применение ленточных конвейеров незаменимым.

Кроме того, применение ленточных конвейеров обеспечивают ещё целый ряд достоинств. К основным достоинствам относится простота конструкции ленточного конвейера, надёжность эксплуатации, возможность изолировать трассу перемещения грузов с помощью специальных крышек, максимально бережное перемещение груза, которое обеспечивает сохранность и целостность его на всём протяжении перемещения.

К основным недостаткам применения ленточных конвейеров относятся повышенная стоимость рабочих элементов непосредственно участвующих в перемещении. Два основных элемента конвейера ленточного наиболее часто выходящие из строя, и в то же самое время занимающие львиную долю стоимости оборудования в целом (до 70% от общей цены конвейера) является лента конвейерная и ролики.

Существует два основных типа ленточных конвейеров. Первым типом ленточного конвейера является конвейер, предназначенный для перемещения штучных, тарных грузов, реже сыпучих грузов с применением отбортовки. Отличительной чертой данного типа конвейера является перемещение тягового органа конвейерной ленты по настилу, без применения роликов в своём составе. Груз на этом типе конвейеров размещается на конвейерной ленте и перемещается, опираясь на неё по специально изготовленному настилу.

Настил изготавливается или из листового металла, или из износостойкого пластика, или с движением по деревянному настилу. Конвейер ленточный с перемещением конвейерной ленты по настилу состоит из нескольких основных элементов. Основным опорным элементом конвейера ленточного является рама. В зависимости от общей длины конвейера, рама может быть разделена на определенной длины секции.

Крепление секций между собой осуществляется через болтовые соединения. На концах рамы с одной стороны находится приводная секция, которая оснащается приводным барабаном, на другой стороне конвейера размещается натяжной барабан, входящий в состав натяжной секции. Натяжной и приводной барабан огибает тяговый орган конвейера ленточного, которым является конвейерная лента.

Конвейерная лента протягивается вдоль всей трассы транспортёра, огибает натяжной приводной барабаны и протягивается в нижней части рамы конвейера. Далее концы конвейерной ленты стыкуются между собой. Стыковка конвейерной ленты осуществляется несколькими способами. К основным способам стыковки конвейерной ленты относятся горячая вулканизация, холодная вулканизация, или же стыковка производится с помощью механических элементов. Как уже отмечалось, верхняя ветвь конвейерной ленты опирается на настил. Нижняя часть ленты опирается на специальные ролики, или же скобы, защищающие конвейерную ленту от излишнего провисания во время работы.

Верхняя часть конвейерной ленты является рабочей и на ней производится перемещение штучных, тарных или сыпучих грузов. В случае перемещения сыпучих грузов на прямом конвейере с движением ленты по настилу производится изготовление бортов, ограничивающих рабочую зону ленты и препятствующих сходу груза с рабочей трассы перемещения во время движения. Натяжной барабан предназначен для произведения плавного разворота конвейерной ленты с обеспечением вращательного движения и для осуществления натяжения рабочего органа до степени предотвращающей проскальзывание во время перемещения груза.

Натяжение осуществляется с помощью специального натяжного механизма, чаще всего винтового типа. Натяжение осуществляет оператор в большинстве случаев вручную с помощью вращения маховика. При вращении маховика происходит перемещение вала барабана вдоль осевого направления ленточного конвейера. С противоположной стороны конвейера располагается приводная секция, оснащенная приводным барабаном.

Один конец вала приводного барабана выводится в правую или левую сторону (зависит от пожеланий заказывающий стороны) и соединяется с приводной частью транспортёра. Приводная часть транспортера может быть скомпонована несколькими различными способами. К основным способам компоновки привода ленточного конвейера относится компоновка с помощью мотор-редуктора, электродвигателя и ременной, цепной передачи, или же с помощью электродвигателя плюс редуктора плюс предохранительной муфты.

Кроме того, возможно комбинированная компоновка привода, включающая в свой состав электродвигатель ременную передачу и редукторную часть. В промежутке между приводной секцией и натяжной секцией располагаются промежуточные секции ленточного конвейера. В зависимости от длины ленточного конвейера выбирается общее количество секций. Длина промежуточных секций варьируется от 2 до 3 м, в зависимости от пожелания заказывающий стороны. Как уже отмечалось, конвейерная лента является наиболее изнашиваемым элементом ленточного конвейера.

Для увеличения общего срока эксплуатации, конвейер ленточный может быть укомплектован дополнительно специальным устройством плавного пуска. Это устройство обеспечивает полную ликвидацию пиковых нагрузок во время запуска конвейерного оборудования, а следовательно снижает нагрузку на элементы транспортера и прежде всего на конвейерную ленту. Вторым видом конвейерного оборудования является ленточный конвейер в состав которого входят специальные элементы, обеспечивающие формирование рабочей части конвейерной ленты в виде желоба.

Внутри этого желоба производится перемещение разнообразных, сыпучих грузов. Применяется данный тип конвейеров и для перемещения штучных, тарных грузов. Отличительной чертой данного типа конвейера является обеспечение перемещение груза, собранного в центральной части ленты, без риска просыпания во время движения, в сторону. Кроме того желобчатая форма ленты увеличивает общее количество перемещаемого груза на одном погонном метре конвейера. Ролики, входящие в состав данного элемента, обеспечивают плавное движение ленты во время перемещения, и в зависимости от количества роликов, входящих в состав данного элемента, увеличивается, или уменьшается общий объём перемещаемого груза.

Данный элемент конвейера ленточного желобчатого типа называется роликовая опора. Роликовая опора представляет собой сварную конструкцию, состоящую из профильных элементов, установленных под определённым углом к основанию конструкции. На профильных элементах располагаются специальные отводы с пазами для установки роликов. Количество роликов, входящих в состав роликовых опор может варьироваться от 2 до 7 штук. Как уже отмечалось, чем больше роликов входит в роликовую опору, тем большей ёмкостью обладает жёлоб, и соответственно большее количество груза способен переместить конвейер.

Однако с другой стороны, чем больше роликов, тем большим весом обладает конвейерное оборудование. Кроме того, ролики, входящие в состав роликовые опоры, являются элементом наиболее часто выходящим из строя. С учётом достаточно большой стоимости одного ролика увеличивается стоимость обслуживания конвейера в зависимости от количества применяемых роликов в составе ленточного конвейера.

Три ролика являются наиболее применяемым количеством роликов в составе ленточного конвейера. Ролики в трех роликовой опоре располагаются следующим образом — один ролик центральный, устанавливается горизонтально, а два боковых ролика устанавливаются под углом горизонту. Для передвижных ленточных конвейеров применяются роликовые опоры с двумя роликами, расположенными под углом к горизонту. Применение двух роликов, хотя и не столь эффективно, но зато существенно облегчает общий вес конструкции, и применяются на мобильных ленточных конвейерах.

Все остальные элементы, входящие в состав конвейера ленточного исполнения в желобе те же самые, что и на конвейере ленточном с перемещением ленты по настилу. В состав ленточного конвейера могут входить дополнительные опции к которым относятся загрузочные воронки, изготавливаемые съёмными с установкой на раме, или же приваренные к ней. Для обеспечения изоляции трассы перемещения сыпучих грузов на ленточном конвейере применяются специальные крышки, закрепляющиеся на раме конвейера.

Если существует потребность разгрузки ленточного конвейера в месте вдоль трассы транспортёра, то устанавливаются специальные разгрузочные устройства. К этим устройствам относятся плужковые сбрасыватели, или разгрузочные тележки. В случаях, когда требуется часто перемещать ленточный конвейер с одного места применения к другому, конвейер устанавливается на специальную, опорную раму, которая оснащается колесными парами. Кроме того, конвейер ленточный мобильный может работать как в горизонтальной плоскости, так и под углом наклона.

Для осуществления регулирования высоты сброса перемещаемого груза, на конвейер возможна установка специального механизма. Этот механизм может быть как автоматическим, так и ручным. В случае установки ручного механизма регулирования высоты сброса, ручку механизма вращает оператор, выбирая необходимый угол работы оборудования.

Опираясь на основные требования к условиям эксплуатации транспортёра, характеристикам перемещаемого груза, требованию к мобильности, выбирается необходимый тип конвейерного оборудования.