Технология разгрузки сыпучих грузов на железной дороге включает в свой состав различное транспортирующее оборудование, выбираемое в зависимости от характеристик перемещаемого сыпучего груза. Применение оборудования в технологии разгрузки сыпучих грузов на железной дороге в первую очередь должны обеспечивать бесперебойное и максимально эффективное перемещение грузов, как во время загрузки вагонов, так и во время их выгрузки в автомобильный транспорт. Также при применении для транспортировки в складские помещения с целью обеспечения периодического или долгосрочного хранения и для осуществления сортировки транспортируемого сыпучего продукта.
Технология разгрузки сыпучих грузов на железной дороге с применением оборудования для осуществления перемещения груза является основой механизации процессов погрузки и разгрузки. Как уже отмечалось выше выбор того или иного средства механизации осуществляется с учётом сыпучести груза, а также с учётом его физико-механических свойств, типа применяемых транспортируемых средств и общим объёмом требуемых выполняемых работ.
Существует два основных типа машин, применяемых при разгрузке вагонов на железной дороге. К первому типу относятся машины периодического действия. Этот тип машин применяется для перемещения штучных, тарных грузов. К таким грузам относятся различные ящики, тюки, коробки, узлы машин и механизмов и прочие подобные материалы. В этом случае применяются различные погрузчики, например вилочный погрузчик.
Ко второму типу применяемых машин для реализации технологии разгрузки сыпучих грузов на железной дороге относятся машины непрерывного действия. В частности к машинам непрерывного действия относятся, например, пневматические разгрузчики железнодорожных вагонов. Этот тип оборудования используется в тех случаях, когда требуется производить разгрузку вагонов транспортирующих груз навалом.
Применение машин с использованием пневматики в первую очередь обеспечивают разгрузку вагонов перемещающих такие продукты как цемент, мука и прочих подобных продуктов, склонных к пылению и имеющих структуру порошка. Использование пневматики при осуществлении погрузки или разгрузки в максимальной степени минимизируют возникающие эффекты пылеобразования, что, в конечном счете, существенно снижает риск загрязнения окружающей среды, а также риск нанесения вреда здоровью персоналу, а в частности нанесение вреда дыхательным путям, обслуживающего конвейерное оборудование во время осуществления процесса загрузки или разгрузки персонала.
Однако применение пневматического оборудования является достаточно дорогостоящим и требующим постоянного пристального внимания во время эксплуатации. Принцип работы данного типа оборудования заключается в обеспечении возникновения вакуума с помощью специального пневматического насоса и перемещения порошкообразного продукта непосредственно из вагона через трубопровод в автомобильный транспорт, или же на склад периодического или долгосрочного хранения.
Для более крупных кусков сыпучего груза, например угля и прочих подобных продуктов, часто применяются специальные механизмы, вагоноопрокидыватели. Кроме того, во время транспортировки грузов в зимнее время стоит учитывать, что некоторые перемещаемые продукты склонны к смерзанию и образованию комков. С целью полного восстановления сыпучести транспортируемого груза используются различные типы машин.
К основным типам данных машин относятся бурорыхлительные машины, виброрыхлительные машины, а также виброударные машины. Этот тип машин состоит из портала и рабочего органа с приводом, подведённым к порталу. По достижению полного восстановления сыпучести транспортируемого груза производится его разгрузка через специальные разгрузочные окна. Также для окончательной очистки вагона после осуществления общего процесса разгрузки применяются различного типа вибраторы.
В зависимости от сложности технологической цепочки, обеспечивающей перемещение сыпучего продукта до конечного места, его размещения, в состав её может входить несколько единиц различного по принципу действия транспортирующего оборудования. Так, для осуществления перемещения разгружаемого продукта, например угля, нередко технология разгрузки сыпучих грузов на железной дороге включает свой состав цепочку ленточных конвейеров, отводящих груз от вагонов с дальнейшей выгрузкой на вертикальный тип транспортирующих устройств, например на элеваторы ковшовые. Применение элеваторов ковшовых в технологии разгрузки сыпучих грузов на железной дороге обеспечивает доставку груза до требуемой высоты.
Для осуществления разгрузки вагонов типа Хопер, транспортирующих такие продукты как зерно, мука и прочие схожие по физико-механическим свойствам грузы наиболее часто используется оборудование, включающее в свой состав цепочку транспортёров. В общем виде разгрузка вагонов осуществляется посредством открытия люка, расположенного в нижней части с дальнейшим опорожнением его самотеком.
Под люк заводится первый элемент транспортной двойки. Этот транспортёр представляет собой горизонтально наклонный винтовой конвейер, оснащённый колёсными парами для осуществления максимально комфортного заведения горизонтальной части, выполненной в виде короба, оснащённого двумя шнеками, под люк вагона Хоппер. Эти два шнека, размещённые в горизонтальном коробе разгрузчика вагонов РХ, осуществляют перемещение высыпанного из люка сыпучего продукта в сторону размещения наклонной части конвейера, разгрузчика вагонов Хоппер.
Наклонная часть разгрузчика вагонов осуществляет забор сыпучего груза из горизонтального короба, и перемещает его по наклонной части. Высота сброса в стандартном исполнении разгрузчиков вагонов 61 не превышает полутора метров от уровня земли. Разгрузка осуществляется через специальный разгрузочный патрубок. Под этот патрубок подводится вторая единица двойки, предназначенной для осуществления разгрузки вагонов типа Хопер. Эта вторая единица транспортирующего механизма, входящего в двойку, предназначенную для разгрузки вагонов Хоппер, является подвижным шнековым конвейером, установленным на колёсной паре и оснащённым механизмом для осуществления регулирования высоты сброса продукта при транспортировке.
Механизм регулирования высоты сброса позволяет осуществлять коррекцию высоты разгрузки в случае использования различного по высоте кузова автомобильного транспорта, или же в различные по высоте окна склада. Винтовой транспортёр на участке загрузки оснащается специальной загрузочной воронкой, размещаемой под разгрузочным патрубком разгрузчика вагонов Хоппер. Этот второй тип транспортирующего механизма имеет маркировку укв-1.
Для того чтобы обеспечить максимально эффективную и безаварийную работу этой пары оборудования производительность разгрузчиков вагонов рх61 имеет меньшее значение производительности, равное 60 т/час, в сравнение с конвейером подвижным с регулируемым углом наклона укв-1, имеющим производительность 100 тонн в час. Разная производительность обеспечивает невозможность возникновения заторов.
Колеса, применяемые на данном типе оборудования, чаще всего используются автомобильного типа. Выбор того или другого оборудования для осуществления эффективной работы технологии разгрузки сыпучих грузов на железной дороге должен производиться в максимальной степени с учётом характеристик окружающей среды, перемещаемого груза, а также нюансов эксплуатации оборудования.