Поточное производство история возникновения

Поточное производство история возникновения
Поточное производство история возникновения

Поточное производство. В отличие от большинства технических изобретений и нововведений в области производства, которые в подавляющем большинстве являются двигателями революционного прорыва в промышленности и в разы повышают производительность труда, разработка и внедрение поточного производства относится к научной организации труда, но значение ее трудно переоценить. В течение продолжительного времени организации труда уделялось крайне мало внимания, хотя внедрение поточного производства сравнимо с изобретением паровой машины или, например, электродвигателя. 

Первым уделившим пристальное внимание грамотной организации труда, был предприниматель Генри Форд. За счёт своей хватки и неординарного ума Генри Форд смог организовать производство таким образом, что отдача от производства увеличилась в разы. Правильная организация труда сделали из сравнительно небогатого предпринимателя богатейшего человека в мире. В первую очередь Генри Форд прославился не тем, что за сравнительно небольшой промежуток времени получил колоссальные прибыли, а тем, что сумел воплотить в жизнь и довести до максимального совершенства организацию массового, поточного, конвейерного производства.

Наряду с прочими техническими изобретениями, изобретение организации поточного производства является одним из основных разработок ХХ века. Именно с организации поточного производства связывается наибольший рывок в производстве изделий и благ в мире. С осуществлением и внедрением поточного производства в различные сферы промышленности, индустриально развитые страны смогли выйти на качественно новый уровень и организовать выпуск продукции, в объёме, позволившем им насытить потребности рынка в полном объёме.

Резкий рывок в количественном выпуске изделий подтолкнул развитие новых технологий в области механизации и автоматизации производства. Генри Форд, в дальнейшем разработавший данный тип организации производства начинал свою карьеру в качестве механика в электрической компании. В конце XIX века, в частности 1893 году, механиком Генри фордом был впервые собран автомобиль на газовом двигателе.

Тот автомобиль был практически единственным на весь город, и одним из немногих в Америке. Спустя некоторое время Генри форд начал работу в «Детройтской Автомобильной Компании». В этой компании он занял место главного инженера. Компания начала выпуск автомобилей в соответствии с конструкцией разработанной фордом.

Дела Генри Форда в автомобильной компании шли достаточно плохо. Решения по организации прпоизводственного процесса принимались вне рекомендаций Форда, и он не имел произвести модернизацию процесса производства. К 1902 году Генри Форд покинул компанию и начал конструирование нового автомобиля. Спустя определенное время им была собрана машина, которая смогла победить в гонке в Чемпионате Америки.

Двигатель, созданный в 1903 году был настоящим монстром для того времени, имевшим мощность в 80 лошадиных сил.  Именно на этом автомобиле, гонщик, участвовавший в заезде, сумел опередить своих соперников практически на километр. Победы, которые одержали автомобили, собранные Генри Фордом привлекли внимание. Было основано общество автомобилей Форда, где Генри Форд стал главным инженером и директором. В течение последующих лет Генри Форд скупал акции компании, которые с течением лет многократно повысились. 

В первый же год существования организованной компании было продано порядка 1700 автомобилей. По сравнению с аналогичными производствами этот результат продажи был достаточно хорош. Неоднократно Генри Фордом выражалось желание выпускать подобного рода количество машин ежедневно, а не ежемесячно. Форд был уверен, что при должном подходе к организации труда, возможно выпускать 2000 автомобилей в день, и реализовывая их извлекать прибыль.  В то время автомобили были не средством передвижения, а достаточно дорогой игрушкой, которую могли себе позволить достаточно состоятельные люди.

Компании, производящие в то время автомобили культивировали данное положение вещей. Ими неоднократно подчеркивалось, что автомобиль является предметом роскоши, предназначенным для использования аристократией. Мнение Генри Форда же по этому вопросу кардинально отличалось. 

Он хотел сделать автомобиль обыденным для применения. Безусловно, для того чтобы сделать автомобиль обыденным явлением, необходимо было в разы увеличить количество единиц транспорта на рынке. Кроме того, Генри Форд считал, что в автомобиле главное надёжность, а не только лишь внешний вид. В отличие от большинства фабрикантов, производивших в то время автомобили, Форд не делал ставку на скорейший выход из строя выпускаемого автомобиля. Генри Форд уделял большое внимание созданию сети ремонтных мастерских, осуществляющих сервис выпускаемых автомобилей.

Далеко не сразу Генри форду удалось воплотить все свои желания и мечты в жизнь. Лишь спустя определенное время, когда Генри Форд полностью сумел собрать в своих руках контрольный пакет акций производства, Форд сумел развернуться. В тысяча девятьсот восьмом году Генри Форд разработал первый недорогой, но очень надёжный автомобиль. Эта разработанная модель носила название «Т». В её составе не было ни одного нового узла, кроме применяемого в изготовлении металла. Этим металлом была ванадиевая сталь. Ванадиевая сталь обладала лёгкостью и прочностью. Именно этот автомобиль сделал Форда миллионером. Разработав эту модель, Генри Форд принял решение не заниматься разработкой новых моделей, а сосредоточиться на увеличении объёма выпуска и сделать этот автомобиль доступным для американцев.

Именно эта модель оказалась высоко востребованной средним классом Америки. Реализация и производство автомобилей увеличивались, и Генри Фордом была приобретена земля, на которой началось строительство большого завода. Этот завод по задумке Генри Форда должен был выпускать ни тысячи автомобилей, а миллионы. На этом предприятии было впервые применено массовое поточное производство. 

Никогда ранее, ничего подобного не было применено. Сборочный процесс автомобилей на этом предприятии был поставлен на конвейер. Именно осуществление конвейерной сборки автомобилей и сделало Генри Форда известным и богатым миллионером. Процессы, проходившие на предприятии начиная от отливки и  заканчивая завинчиванием гаек были максимально отточены.

Процесс производства направлялся от сырья к готовой машине. Сборка, изначально, на этом предприятии проводилась при помощи рабочих бригад, которые передвигали тележки, транспортирую к каждому из автомобилей требуемые части для сборки. Эти сборочные бригады передвигались от одного автомобиля к другому.

Следующим изменением в организации труда явилось перемещение деталей мимо рабочих с помощью механической силы. Именно такая сборка явилась прообразом современной конвейерной сборки. В дальнейшем поточное производство всё более и более совершенствовалась Генри фордом. 

Стоит отметить, что в автомобильной промышленности XX века произошёл некоторый возврат к изначальным методам производства. Некоторые фирмы, организовавшие вслед за Фордом поточное производство, снова стали поручать одной бригаде сборщиков полный цикл сборки автомобилей. Такой откат связан в первую очередь с тем фактом, что при максимальном темпе сборки автомобилей неизбежно происходит выпуск брака, который зачастую остаётся незамеченным. 

Возникновение таких неисправностей приводило к авариям, а аварии приводили к претензиям владельцев, которые приобрели автомобиль и соответственно в дальнейшем приводили к денежным потерям, а также наносили ущерб престижу производителя. В дальнейшем контроль за качеством в потоковом производстве улучшился.