Подвесные канатные дороги

Подвесные канатные дороги

Подвесные канатные дороги наиболее часто применяются для перемещения на ней грузов посредством специально натянутого каната. Подвесные канатные дороги это комплекс транспортных сооружений, в которых тяговым элементом являются канаты. Канаты подвешиваются на специальных опорах. Высота размещения канатов, закрепленных на опорах, зависит от текущих технологических потребностей выполняемой технологической операции.

В зависимости от назначения, подвесные канатные дороги можно разделить на две основные разновидности. К первому виду подвесных канатных дорог относятся пассажирские подвесные канатные дороги, а ко второму же типу относятся грузовые канатные дороги. В зависимости от конструктивных особенностей подвесной канатной дороги можно их разделить на двухканатные и одноканатные.

Также подвесные канатные дороги разделяются в зависимости от характера движения груза несущими элементами. В этом случае можно выделить кольцевые и маятниковые подвесные канатные дороги. Для двухканатной подвесной канатной дороги характерно в большей степени применение кольцевого перемещения грузов, и в её конструкции включены линии гибких подвесных путей, к которым относятся несущие канаты. Именно по ним и производится кольцевое перемещение подвижной составляющей, например вагонетки, которая транспортируется между определёнными пунктами с помощью тягового каната и замыкается в кольцо.

При этом на загрузке вагонетки, посредством специально установленного выключателя высвобождают от сцепления с тяговым канатом, и производится загрузка их из бункера. В бункер, который производит загрузку вагонетки, подача сыпучего груза производится посредством специальных конвейеров, чаще всего шнекового типа.

По завершению загрузки вагонетки производится их перемещение вдоль установленного рельсового пути по направлению к выходу со станции. Далее посредством включения специального устройства вагонетки включаются в общее цепь тягового каната и производится их перемещение с помощью несущего каната вдоль грузовой ветви.

Вагонетка далее достигает разгрузочной станции, где производится её переход на жёсткий рельсовый путь, который соединяет ведущие канаты порожней и грузовой ветвей. Доставленные вагонетки разгружаются в специальный бункер, а далее проходят через оборотный шкив тягового каната и по несущему канату вдоль порожней ветви происходит их возвращение в исходное положение.

Концы канатов на приемной станции закрепляются якорями, а на разгрузочной станции они натягиваются посредством грузов. Вдоль линии перемещения канаты опираются на специально установленные опоры. Фрикционный двигатель осуществляет передачу движения тяговому канату. Привод в виде фрикционного двигателя располагается на станции загрузки. Яркой особенностью, которой обладает одноканатная подвесная дорога, является совмещение несущего и тягового элемента в одном несущем тяговом канате.

Этот канат счален в замкнутое кольцо. Вагонетки, размещённые на канатах, производят кольцевое движение между разгрузкой и загрузкой и не опираются на гибкий подвесной путь. Они подвешены к несущему тяговому канату, и перемещение их производится вместе с этим канатом.

Несколько специфичное устройство имеют подвесные канатные дороги, которые применяются на отвалах. Они называются отвальными. В отличие от выше рассмотренных подвесных канатных дорог, где производится разгрузка вагонеток только в пунктах разгрузки, на отвальных дорогах производятся и промежуточная их разгрузка. При подобных разгрузках производится формирования нужной формы отвала. Для того чтобы сформировать отвалы хребтового, секторного или прямоугольного типов используются подвесные канатные дороги с кольцевыми и маятниками типами движения.  Выше были рассмотрены грузовые подвесные канатные дороги.

Вторым большим сектором применения подвесных канатных дорог, является использование их для перемещения людей. Этот тип подвесных канатных дорог является пассажирским. Принцип их действия, в общем, схож с подвесными канатами дорогами грузового типа. Изготавливаются подвесные канатные дороги пассажирского типа с двумя канатами или одноканатные. Пассажирские, так же как и грузовые подвесные канатные дороги имеют кольцевой или маятниковый тип движения.

Основным отличием между пассажирскими канатными дорогами и грузовыми канатными дорогами является различный уровень требований к безопасности. В общем виде в зависимости от конструкции подвижного состава можно выделить несколько типов подвесных канатных дорог для пассажиров.

К первому типу относится кресельный, включающий в свой состав ряд открытых кресел, например при перемещении пассажиров на горнолыжных курортах. Ко второму типу относятся буксировочный. При применении данного типа пассажир цепляется за специальные подвески. Третий тип пассажирских канатных дорог является маятниковым типом и производит реверсивное перемещение пассажиров.

В общем виде производительность подвесных канатных дорог может достигать 600 тонн в час. Существуют, однако, и разработки с производительностью достигающей 1000 тонн в час. Скорость перемещения вагонеток варьируется в пределах до 10 метров в секунду. Грузоподъёмность одной вагонетки может достигать 25тонн.

Подвесные канатные дороги отличает достаточно большое количество преимуществ применения. К основным преимуществам относятся наличие гибкого лёгкого пути, который надёжно соединяется из отрезков отдельных канатов и позволяет производить перекрытие пролёта в несколько сотен или тысяч метров. Вторым преимуществом является канатная тяга, которая способна обеспечить крутые углы подъёма груза на нескольких метрах от земли.

Эта способность позволяет производить перемещение грузов по оптимальному и кратчайшему пути. Подвесные канатные дороги также способны работать до 45 горизонту. Такой угол для большинства транспортирующих механизмов недоступен. Также преимуществом является тот факт, что перемещение грузов производится на некотором расстоянии от земли, что освобождает пространство и позволяет его занять для других целей. Подвесные канатные дороги показали себя как механизм, функционирующий без перебоев в любых погодных условиях и как абсолютно экологически чистый вид транспортного средства.
Канатные дороги кроме всего прочего обладают небольшими энергетическими затратами и работают с минимальным шумом. Существует, конечно, и некоторые недостатки применения подвесных канатных дорог. К этим недостаткам относятся достаточно высокие единовременные вложения на произведении строительства. Достаточно сложная работа по монтажу и строительству, особенно в горных местностях, также является достаточным серьезным недостатком использования оборудования.