Неисправности цепных конвейеров неизбежно возникают в процессе эксплуатации их на производствах. Скорейшее устранение неисправности цепных конвейеров, в конечном счете, позволит минимизировать потери, связанные с остановкой технологического оборудования за счёт сокращения времени затрачиваемого на ремонт.
Опыт эксплуатации конвейеров цепных с установленными на них скребками показывает, что в большинстве случаев возникающие неисправности являются следствием некачественного изготовления конвейерного оборудования. Также к возникновению неисправности цепных конвейеров зачастую приводит некачественный монтаж, а также нарушение основных правил эксплуатации машины непрерывного транспорта.
Некоторые наиболее характерные неисправности, а также возможные причины их возникновения и способы устранения будут рассмотрены в дальнейшем тексте.
В случае некачественного изготовления узла короба скребкового конвейера, а также в случае неправильного соединения его отдельных узлов во время осуществления монтажных работ (особенно в местах, где торцовые фланцы секций скребковых конвейеров примыкают друг к другу) возможно образование ступеней, за которые будут цепляться проходящие мимо скребки, размещённые на скребковом полотне цепного транспортера.
В результате данного неправильного монтажа конвейерного оборудования цепное полотно с размещёнными на нём скребками будет перемещаться рывками, задевая за выступы и приводя к слому скребков. Нарушение целостности скребкового полотна, в конечном счете, также способно привести к общей аварии, которая может вывести оборудование непрерывного транспорта из эксплуатации на длительное время до момента устранение аварийной ситуации.
Неверный выбор типа конвейера, а также материала, из которого будут изготавливаться детали, входящие в состав цепного транспортера, к которым относятся звенья и пальцы скребковой цепи, а также направляющие, по которым перемещается цепное полотно, приводные и натяжные звездочки и прочие детали транспортера, а также неправильно подобранная их термическая обработка неизбежно приведет к интенсивному износу, входящих в состав конвейерного оборудования узлов и деталей. В дальнейшем это приведет к выводу цепных скребковых конвейеров из работоспособного состояния и вынудит перевести оборудование в состояние ремонта.
Неправильное проведение монтажных работ конвейеров цепных скребковых, в том числе и невыполнение основных требований его установки, также способно привести к выходу из строя конвейерного оборудования. Неверный монтаж приведет к тому, что скребковая цепь при движении будет прижиматься к одной из стенок короба и, в конечном счете, в достаточно короткий срок протрёт стенки конвейера.
Несвоевременная замена изношенных направляющих также способна провести к тому, что направляющая полоса в каком-либо месте разорвётся и, в связи с тем, что направляющие крепятся в большинстве случаев только по концам, начнёт движущейся скребковой цепью навиваться внутри короба.
Перечисленные аварии ведут к действительно продолжительным простоям скребкового конвейерного оборудования.
При транспортировании горячих грузов в тех случаях, когда короб достаточно сильно нагревается и линейно удлиняется, ни в коем случае нельзя жёстко крепить конвейер цепной скребковый на лапы промежуточных секций, а также на лапы натяжной и приводной секции.
Также непозволительно производить посредством сварки крепление самотеков к фланцам загрузочных окон цепных конвейеров. В тех случаях, когда в состав конвейеров входит специальное оборудование, осуществляющее охлаждение короба транспортёра также необходимо соблюдать отсутствие крепления к полу, как и в случае перемещения горячих грузов, приводящих к нагреву короба.
Возникающее затруднение при смещении короба под действием температур, пусть даже и не на длительное время, способно привести к максимальному короблению короба цепного транспортера. При этом деформации, возникающие в коробах транспортёров цепных скребковых, могут привести к невозможности дальнейшего их применения для полноценной эксплуатации оборудования.
Для обеспечения максимально надёжной, продолжительной и безаварийной эксплуатации конвейеров скребковых цепных необходимо произвести качественное изготовление оборудования, а также тщательно подходить к качеству монтажа и правильной эксплуатации скребковых цепных транспортеров.
Основные неисправности цепных конвейеров, возникающие в процессе эксплуатации оборудования, включают в свой состав несколько причин и способов их устранения.
Одной из часто встречаемых неисправностей конвейеров цепных является возникновение гудения и отсутствие вращения ротора во время запуска электродвигателя. Основной причиной этой неисправности является обрыв одной фазы или же одна фаза не имеет контактов пускателя. Для устранения необходимо выключить электродвигатель найти место обрыва и соединить фазы.
Следующей неисправностью конвейера скребкового цепного, возникающей во время эксплуатации, является тяжёлый ход электродвигателя, который останавливается, гудит и быстро нагревается. Причиной этой неисправности может служить факт заклинивания цепного полотна, например попавшим посторонним предметом, в пространство между скребками и коробом или же твёрдым куском груза, а также обломком скребка и прочими инородными предметами. Решением этой неисправности является удаление постороннего предмета из зоны работы цепного полотна.
Второй причиной данной неисправности может являться возникшее уплотнение груза при перегрузке конвейера. В этом случае следует ограничить загрузку транспортёра, или же установить питатель, или поддоны, внутри короба для осуществления самодозирования. Причиной данной неисправности может служить тот факт, что на горизонтальном участке транспортёра скребкового, цепь приподнимается, всплывает или, иначе говоря, движется поверх уплотнившегося слоя груза. Способом устранения этой неисправности является установка контршины.
Часто возникающей неисправностью является возникновение во время движения цепного полотна скребкового конвейера рывков, ударов, при этом возникают поломки скребков. Причиной этого неисправности является задевание скребков за выступающие кромки днища и стенки, или же сбегающая с приводной звёздочки цепь бьёт по съёмнику. Способом устранения этой неисправности является проверка стыков и осуществление правильного выставления секций с устранением несоответствия внутри короба, или же увеличение натяжения скребковой цепи.
Возникновение в поворотной секции L образного или Z образного конвейера накопления груза является еще одной неисправностью конвейерного оборудования. Причиной может служить не полностью сбрасываемый через разгрузочное окно груз, а частично проносимый через звёздочку приводной станции. Для устранения этой причины необходимо увеличить разгрузочное окно, а также поставить скребки через одно звено, а также уменьшить площадь скребка для данного груза и не применять скребки с замкнутым контуром.
Второй причиной возникновения этой неисправности может служить наличие щелей в местах стыковки листов, которые отделяют рабочую часть короба от холостой части. Устранение данной неисправности сводится к устранению щелей.
Измельчение транспортируемого груза также является неисправностью конвейерного оборудования, которая возникает при значительном превышении расчётной производительности в сравнении с фактической производительностью. Устранением этой неисправности сводится к уменьшению скорости перемещения цепного полотна.
В случаях прижимания скребковой цепи к одной из стен короба необходимо правильно выставить короба конвейера и устранить возникшую не прямолинейность. Также может быть перекошен натяжной блок. В этом случае для устранения этого неисправности необходимо устранить перекос.
Неисправностью является отсутствие вращения поддерживающих роликов горизонтального конвейера. Причиной может являться перекошенная ось ролика, уплотнение оси затянутые слишком туго, или же на ролике выработалась плоская площадка. Путями устранения неисправности является устранение перекоса оси, ослабление затяжки уплотнения оси и замена ролика соответственно.