
Конвейеры цепные для горячих грузов применяются в ряде производств химической, металлургической, строительной и прочих отраслях деятельности человека.
В металлургии к горячим грузам в первую очередь относятся спёки, огарки, пыль, возникающая из различных металлургических агрегатов, в химической промышленности к таким горячим грузам относится колчеданный огарок и пыль возникающая после него, обожжённый кремневидный сплав, обожжённая известь и прочие подобные материалы, в строительной индустрии к таким горячим грузам относятся клинкер, керамзит, прокаленный песок и прочие подобные грузы.
В подавляющем большинстве случаев перемещаемый горячий груз является раскалённым продуктом с температурой достигающей 200 и более градусов. Эти грузы в большинстве своем пылящиеся, абразивные, хорошо сыпучие материалы.
К горячим грузам могут относиться как промежуточные, так и готовые продукты, а также отходы производства. В процессе перемещения данных насыпных грузов требуется либо обеспечить их интенсивное охлаждение, либо максимально сохранить текущую температуру.
Наиболее приемлемым, а в некоторых случаях и единственно возможным видом транспортирующего оборудования являются конвейеры скребковые, и чаще всего с погруженными скребками.
В прошлые годы был разработан и внедрён ряд типоразмеров конвейеров, которые предназначались для перемещения пылевидных, порошкообразных, зернистых и состоящих из мелких кусков насыпных грузов с температурой достигающей 750. Эти конвейеры способны перемещать грузы с повышенной температурой по горизонтальной плоскости и пологонаклонной плоскости с углом, достигающим 30 градусов к горизонту, а также по горизонтально наклонной траектории.
Конвейеры производились в обычном, термостойком и специальном с охлаждаемым водой днищем, исполнениях. С 1964 года поступили в серийный выпуск конвейеры КПС 650т, которые предназначались непосредственно для перемещения хорошо сыпучих и обладающих повышенными температурами грузов.
Кроме того была запущена серийное производство модель транспортёра КПС 500т который отличался лишь шириной короба для малых и средних значений производительности и был налажен выпуск конвейеров цепных с тяговым органом. Модели конвейеров, которые были запущены в серийный выпуск, маркировались соответственно КПС 200т и КПС 320 т.
Характерной особенностью этих транспортеров была их установка. В этих конвейерах к фундаментам или опорным металлоконструкциям жестко закреплялась лишь приводная голова и привод. Все остальные узлы, входящие в состав конвейера к которым относятся секции промежуточные и натяжные секции, опирались только на опорные площадки и фиксировались от бокового смещения, имея возможность свободно перемещаться в продольном направлении.
Такое крепление позволяет компенсировать линейные удлинения конвейеров, которые возникают в результате значительного колебания температур короба при осуществлении перемещения горячих продуктов.
Загрузка данного типа конвейеров осуществлялась через специальные самотеки с песочными затворами, или же самотеками, смонтированными на скользящих плитах, прижимаемых крышкам секций с помощью пружин. Подвижность в определённых пределах таких самотеков относительно крышек короба позволяла секциям при повышенных температурах и их изменениях, а соответственно изменения длины, перемещаться вдоль оси, оставляя при этом неподвижными при этом самотеки загрузки.
Секции средней части имеют два исполнения. К первому исполнению относится обычное исполнение, ко второму исполнению относится конвейеры с применением водяной рубашки, которая приваривается к днищу короба. Рубашку с помощью патрубков подключают к системе подачи и отвода воды, или соединяют в общую последовательную систему охлаждения.
Расход воды, а также способ её подачи в водяные рубашки секции выбираются для каждого конкретного случая в соответствии с необходимой интенсивностью охлаждения груза за время его транспортирования при конкретных значениях температуры производительности. Уплотнительные прокладки, а также сальниковые набивки применяются в составе конструкции на асбестовой основе.
Секции конвейеров имеют также два исполнения. Эти исполнения отличаются способом поддержки холостой ветви цепи. Первое исполнение обеспечивает движение цепи по направляющим и рекомендуется в основном для коротких, наклонных под углом 30 к горизонту конвейеров. Второе исполнение включает в свой состав поддержку холостой ветви посредством роликов и рекомендуется для длинных горизонтальных и пологонаклонных конвейеров с углом наклона до 20 горизонту.
Подшипники с металлокерамическими втулками осей поддерживающих роликов не требуют периодической смазки и не усложняют общее обслуживание конвейера. С целью обеспечения максимальной эффективной и нормальной эксплуатации подшипниковых узлов приводного вала с малым сечением короба при использовании их на непрерывном транспортёре для значительных масс груза и температурой превышающей 450 градусов, а также с разгрузкой материала через самотек в приводной голове, приводной вал изготавливается с водяным охлаждением.
В этом случае устанавливается трубка, по которой подаётся для охлаждения стенок. Отработанная нагретая вода сливается в водосборник, который крепится на крышке корпуса подшипника. Тяговый орган как у двухцепных, так и у одноцепных конвейеров используется из стандартных вильчатых звеньев с шагом 160 мм.
Материалом для звеньев цепей в подавляющем большинстве случаев выступает сталь 30хгса. Выбор этой марки стали в подавляющем большинстве случаев обуславливается её повышенными прочностными показателями, а также износостойкостью и весьма незначительными понижениями механических свойств во время нагрева.
В соответствии с требуемой мощностью, а также со скоростью перемещения цепного полотна конвейерное оборудование комплектуется унифицированными приводами. Так же выбираются основные эксплуатационные параметры транспортёров.
При транспортировании груза с температурой свыше 250 расчётную производительность желательно уменьшать в три с половиной раза в соответствии с максимально возможной для данного типоразмера конвейерного оборудования.
Для того чтобы обеспечить интенсивное охлаждение продукта, требуется иметь минимальную высоту перемещаемого слоя груза. В пологонаклонных транспортёрах требуется уменьшение высоты слоя в связи с тем, что многие раскалённые грузы имеют малый угол естественного откоса и соответственно весьма текучи.
Оптимальной высотой слоя груза для горизонтальных и пологонаклонных транспортёров с перемещаемым грузом обладающим температурой до 750 градусов Цельсия необходимо применять высоту слоя груза порядка 90 мм максимум. Конвейеры данного типа в основном используются для транспортирования горячих продуктов типа колчеданного огарка и его пыли в печных отделениях сернокислотных производств.
К основным достоинствам транспортеров с включением в состав конструкции двух коробов является возможность более полного, в отличие от обычных конструкций конвейеров, охлаждения перемещаемого продукта.
Также в качестве тягового органа возможно применение специальной цепи тракового типа с шагом 154 мм. Сочленение звеньев осуществляется посредством длинных стальных валиков. Холостая ветвь цепи перемещается на поддерживающих роликах. Скорость перемещения цепного полотна варьируется в пределах от 0,4 м/с. Производительность варьируется в пределах от 60 до 120 тонн в час. Также стоит отметить тот факт, что предельная температура грузов, которые могут перемещаться обычными транспортерами с погруженными скребками, тоже высоки и колеблется в пределах до 400 C.