Применение винтовых конвейеров стоит на втором месте после использования конвейеров ленточных. Применение винтовых конвейеров в таком широком масштабе в первую очередь обеспечивается целым рядом серьёзных преимуществ, выделяющих данный тип оборудования от прочего типа транспортирующих машин.
К основным достоинствам применения в первую очередь относятся малые габариты. Это достоинство использования позволяет применять конвейеры винтовые на производствах с крайне ограниченным количеством свободных площадей. Следующим достоинством использования конвейеров винтовых является полностью изолированная от внешней среды трасса перемещения сыпучих грузов.
Так же как и транспортирование грузов с помощью цепных конвейеров, перемещение с помощью винтового конвейера позволяет транспортировать сильно пылящиеся грузы и грузы ядовитые. Изолирование трассы перемещения пылящихся, а также ядовитых грузов от внешней среды позволяет минимизировать загрязнение окружающей среды, а также сохранить здоровье обслуживающего конвейерное оборудование персонала.
Кроме того, применение винтовых конвейеров осуществляется и в тех случаях, когда требуется перемещать сыпучие грузы вертикально вверх и под углом наклона до 90 градусов. Существует два основных типа конвейеров винтовых, которые используются с учётом характеристик условий эксплуатации, а также с учётом характеристик перемещаемого груза. Кроме того, применение винтовых конвейеров осуществляется с использованием оборудования различных модификаций. К основным модификациям конвейеров винтовых относятся стационарный тип транспортирующего механизма, и мобильный тип оборудования.
Применение винтовых конвейеров наиболее широко распространено в случаях осуществления погрузочных и разгрузочных работ. В частности данное оборудование наиболее широко используется для разгрузки вагонов типа хоппер. Двойка, включает в свой состав подкатной винтовой транспортёр и мобильный наклонный винтовой конвейер с использованием механизма регулирования угла наклона.
Подкатной винтовой конвейер, называемый разгрузчик вагонов, состоит из двух частей, горизонтальной, включающей в свой состав корыто с размещёнными внутри него шнеками и наклонную часть, которая состоит из обечайки в виде трубы, внутри которой располагается шнек. Два шнека, расположенные в корыте, перемещают высыпающийся из разгрузочного окна вагона сыпучий груз в сторону зоны загрузки наклонного винтового транспортера. Далее посредством наклонного винтового транспортера сыпучий груз перемещается и выводится через разгрузочное окно в загрузочную воронку мобильного винтового транспортера. Далее сыпучий груз перемещается по наклонной трассе и выводится через разгрузочное окно на автомобильный транспорт, или же через окно загружается на склад хранения навалом.
С помощью механизма регулирования высоты сброса продукта становится возможным осуществлять загрузку автомобильного транспорта, обладающего различным по высоте кузовом. Также возможно производить загрузку через окно склада, расположенное на различной высоте. Конвейеры винтовые наклонные с регулированием угла наклона широко используются на складских помещениях, где осуществляется складирование сыпучих продуктов. В этих местах транспортеры применяются для осуществления загрузки автомобильного транспорта и дальнейшей его доставки конечному потребителю.
Кроме того, широкое распространение получило применение винтовых конвейеров с установкой на стационарную раму. Данный тип транспортерного оборудования используется в тех случаях, когда место расположения конвейера фиксировано и не требуется перемещать оборудование с одного места на другое. В стационарных типах конвейеров также возможно применение механизмов регулирования высоты сброса в случаях эксплуатации транспортерного оборудования длиной до 15 метров.
Применение винтовых конвейеров наиболее широко распространено в сельском хозяйстве, химической промышленности, где данным типом оборудования производится транспортировка сыпучих ингредиентов, входящих в состав изготавливаемого продукта. Также посредством винтовых транспортеров осуществляется перемещение строительных материалов, что обеспечивает применение конвейеров винтовых в строительной промышленности. К строительным материалам относится цемент, песок, мелкий гравий.
Применение винтовых конвейеров в качестве транспортирующего механизма для осуществления перемещения песка, как продукта являющегося достаточно абразивным следует производить ограничено. К этому материалу предъявляются повышенные требования влагосодержания, так как увеличенная влажность перемещаемого песка может привести к заклиниванию конвейерного оборудования, и даже к отрыву спирали от вала.
Наиболее широкое применение винтовых конвейеров получило в пищевой отрасли. В пищевой промышленности с помощью конвейеров винтовых осуществляется загрузка технологического оборудования, перемещение сыпучих грузов для осуществления их упаковки в мягкую тару, мешки, перемещение ингредиентов, входящих в общую технологическую цепочку с одного места применения к другому.
Кроме того, винтовые транспортёры применяются в тестомесильных машинах, где посредством данного типа оборудования производится перемешивание продукта.
В зависимости от характеристик транспортируемого груза выбирается тот или иной материал, из которого производится изготовление основных частей винтового транспортера, которые непосредственно контактируют с перемещаемым грузом. В качестве материала для изготовления основных узлов винтового транспортера, к которым относится обечайка и шнек, часто используется нержавеющая сталь.
Марка нержавеющей стали подбирается с учётом характеристик перемещаемого груза. В тех случаях, когда перемещается продукт в дальнейшем готовый к употреблению, применяются пищевые марки сталей, например 12 х 18 н 10т, а для пищевых продуктов, которые в дальнейшем будут проходить термическую обработку допустимо применение технических марок нержавеющих сталей. Кроме того, в качестве материала для транспортера нержавеющая сталь выбирается в тех случаях, когда перемещаемый груз обладает повышенной абразивностью и способен привести к быстрому истиранию поверхности обечайки и винта.
В зависимости от характеристик перемещаемого сыпучего груза осуществляется применение винтовых конвейеров двух типов. К первому типу винтовых конвейеров относятся транспортирующие механизмы, включающие в состав своей конструкции обечайку в виде желоба, трубу, рассечённую в осевом направлении. Верхняя часть трубы может закрываться крышками или не закрываться.
Применение крышек в составе конструкции транспортёра обуславливается степенью образования пыли во время транспортировки, а также классом опасности перемещаемого груза. Внутри желоба располагается винт, установленный в подшипниковые узлы. При вращении винта производится перемещение сыпучего продукта витками, проталкивая груз вдоль трассы.
Применение винтовых конвейеров исполнения в желобе более предпочтительно, чем применение винтовых конвейеров исполнения в трубе, так как данный тип оборудования является более доступным для ремонта и простым в монтаже и демонтаже. Ограничением использования конвейеров винтовых в желобе является рабочий угол наклона. Максимальный рабочий угол наклона винтового конвейера, при котором производится перемещение сыпучего груза, является угол на 3 меньше чем угол естественного откоса для продукта. Превышение угла естественного откоса вызывает пересыпание сыпучего продукта в пространство между витками и крышками вниз под уклон и как следствие невозможность эксплуатации оборудования.
Конвейеры винтовые в трубе способны транспортировать сыпучие грузы под углом превышающим угол естественного откоса вплоть до работы под 90.
Выбор того или другого типа конвейера винтового в конечном счёте должен производиться с учётом характеристик груза и условий эксплуатации оборудования.