Нории НЦ

Цепная нория
Цепная нория

Нории НЦ являются грузоподъёмным механизмом, предназначенным для вертикального или круто наклонного подъёма различных грузов (как сыпучих грузов, так и, при определённой конструкции мест захвата, штучных грузов). Тяговым органом (элементом, непосредственно отвечающим за перемещение грузов вдоль трассы транспортирования) в нории НЦ является цепь с закрепленными на ней скребками.

Применение в конструкции нории НЦ цепи позволяет существенно расширить диапазон перемещаемых грузов.

Нории НЦ или другое название этого типа нории цепная нория способны перемещать грузы с повышенной насыпной плотностью, вязкостью на достаточно большую высоту. К примеру, при использовании конвейера, нории ленточной с закрепленными ковшами непосредственно на ленте с помощью специальных норийных болтов с целью перемещения глины и других подобных грузов высока вероятность разрушения ленты в местах крепления и как следствие отрыв ковша с перемещаемым грузом, или же полный разрыв ленты. Возникновение подобных аварийных ситуаций приводит к заклиниванию ленты и остановке рабочего процесса, а следовательно к финансовым потерям.

Крепление ковшей в нории НЦ (нории цепной)  является более надежным и жестким, не позволяющим разрушиться полотну нории в результате нагрузок при погрузке и дальнейшем перемещении грузов. Ковши, применяемые на нории НЦ в большинстве случаев, в отличие от ленточной нории, изготовлены из металла.

Конструкция ковшей, применяемых на нории НЦ, отличается. К основным характеристикам , определяющим выбор ковшей для нории являются ширина ковша, вылет ковша (на сколько ковш выступает от полотна нории – цепи с закреплёнными ковшами), высота или глубина ковша нории НЦ, радиус округления дна ковша нории и геометрический объём или ёмкость ковша нории.

Конструкция ковшей определяет наименование нории НЦ. Различаются несколько типов нории НЦ, изготавливаемой на нашем предприятии – изготовителе конвейерного оборудования:

  • Нории НЦ(г) – быстроходная, цепная нория с расставленными и ёмкими, глубокими ковшами
  • Нории НЦ (м) – быстроходная, цепная нория с расставленными ковшами пониженной ёмкости (мелкими ковшами)
  • Нории НЦ (о) – тихоходная нория цепная с ковшами, на которых дно не скруглено под радиус, а исполнено под острым углом (остроугольные, сомкнутые ковши)
  • Нории НЦ (с) – тихоходная нория цепная с сомкнутыми и скругленными ковшами.

Цепные нории типа НЦ (г) оснащенные глубокими и ёмкими ковшами широко применяются в случаях необходимости подъёма сухих, хорошо сыпучих грузов, а также пылевидных и состоящих их мелких кусков. Примером перемещаемых материалов может служить зерно, сухой песок и земля.

Нории НЦ (м), оснащённые ковшами малой глубины, легко и беспроблемно опорожняются во время разгрузки. Эта характеристика ковшей нории обеспечивает их применение при работе с влажными, плохо сыпучими, склонными к слипанию, состоящими из мелких кусков или пылеобразных грузами.

Днище цилиндрической формы, применяемое в конструкции ковшей нории НЦ, обеспечивает хорошую разгрузку и препятствует прилипанию перемещаемого продукта к стенкам нории цепной. При изготовлении ковшей используется штампованная сталь, пластмасса, реже резина или чугун. Ковши нории изготавливаются электросварными. Толщина стенок от условий эксплуатации и колеблется в пределах от 1мм до 6 мм. С целью увеличения срока эксплуатации передняя стенка ковшей может быть усилена специальными накладками из твердого металла. Глубокие или мелкие ковши, устанавливаемые на нории, крепятся обязательно расставленным способом.

Нории НЦ, оснащённые остроугольными ковшами, применяются при изготовлении тихоходных норий и имеют сомкнутое крепление. Эксплуатируются нории с остроугольными ковшами при перемещении пылеобразных, состоящих из мелких кусков грузов или зернистых грузов.

Кроме перечисленных ковшей, применяемых нашим предприятием при изготовлении нории НЦ, стоит отметить ковши с перфорацией. Эти ковши устанавливаются в случае перемещения сильно насыщенного влагой груза для обезвоживания  и относятся к ковшам специального назначения.

Ковши – это стандартизированные изделия.

Цепные нории НЦ подразделяются по принципу загрузки и разгрузки ковшей, по креплению ковшей, по типу ковшей.

Загрузка ковшей может производиться зачерпыванием перемещаемого груза в нижней части нории или же путем подачи груза непосредственно в ковш через расположенное определённым образом загрузочное окно.

Посредством зачерпывания груза ковшом перемещаются хорошо сыпучие, порошковые, сухие грузы.

Крепление ковшей при этом способе загрузки только расставленное, а ковши используемые для подъёма глубокие или мелкие.

Наиболее часто на цепных нориях НЦ применяется способ загрузки окно-ковш. Крепление ковшей при таком способе загрузки только сомкнутое или иначе непрерывное. При подобной загрузке нории НЦ перемещаются крупнокусковые, слабо абразивные (руда, гравий и подобные) материалы в случаях, когда при загрузке испытываются большие нагрузки на ковши и тяговый элемент (цепь), которые могут привести к отрыву ковша или даже к разрушению тягового элемента.

Скорость движения цепи составляет до 1 м/сек. При больших скоростях происходит отброс груза и как следствие недостаточное заполнение ковшей продуктом. 

По способу произведения разгрузки нории НЦ можно разделить на четыре группы:

  1. Центробежная разгрузка нории НЦ. При подобной разгрузке груз выплёскивается из ковша под действием центробежных сил в момент, когда цепь огибает звездочку. При этом груз попадает в разгрузочный патрубок и транспортируется к дальнейшей технологической операции. Этот метод разгрузки ковшей нории НЦ не является самым распространенным при разгрузке цепной нории и применяется на быстроходных элеваторах, нориях цепных, при  скорости свыше 1 м/сек.
  2. Самотечная разгрузка нории НЦ. Наиболее распространённым способом разгрузки нории НЦ, работающей со сложными грузами является этот способ. Крепление ковшей непрерывное, а разгрузка из за пониженных скоростей (до 1 м/сек) происходит самотёком под действием сил тяжести. При этом способе разгрузки нории груз, огибая звездочку, высыпается вниз и попадает в разгрузочный патрубок. Способ разгрузки нории характерен для работы с такими грузами, как руда, шлак, гравий, уголь в виде кусков и подобные грузы. При этом самотечную разгрузку нории НЦ можно разделить на два подвида: самотечная направленная разгрузка ковшей нории (груз ссыпается под действием силы тяжести на стенку нижнего ковша и обтекая его попадает в разгрузочный патрубок, характерна для плотных, но достаточно хорошо сыпучих материалов) и самотечная, свободная разгрузка ковшей цепной нории (груз высыпается при дополнительном отклонении цепи с ковшами, способ разгрузки характерен для разгрузки вязких, влажных продуктов с ковшей; отклонение обеспечивает установка специальных, отклоняющих звёздочек).

Цепь устанавливается на нории НЦ или в одну, огибающую звёздочки ветвь с крепление ковшей посередине, или в две ветви с креплением ковшей по краям ковша.

Цепи, применяемые в качестве элемента тягового органа цепи, применяются пластинчатые, втулочные, роликовые, а также катковые. В некоторых случаях в конструкции цепной нории НЦ применяется якорная, круглозвенная цепь, прошедшая термообработку звеньев.

Конструктивно нории НЦ, или как ещё иначе называют нории, элеватор цепной состоит из нескольких основных узлов:

  1. Голова нории. В комплект этого узла нории НЦ входит металлоконструкция, корпус (кожух) нории внутри которой располагается вал с установленной одной или двумя звёздочками (в зависимости от количества ветвей цепи с ковшами).

Привод также входит в состав головы нории НЦ и приводит в движение вал со звёздочками, заставляя перемещаться цепь с закреплёнными ковшами с грузом вдоль шахты элеватора цепного. Привод нории НЦ может состоять из мотор редуктора (наше предприятие устанавливает мотор редуктор 3МП или NMRV, однако по желанию Заказчика возможна комплектация любыми другими мотор редукторами) или электродвигателя плюс редуктора с соединением через муфту.

Муфта привода нории НЦ может являться остановом или тормозом нории НЦ.

Останов нории или тормоз нории это механизм целью установки которого является препятствование обрушению цепного полотна с нагруженными ковшами в случае обрыва цепи  вниз шахты элеватора и как следствие продолжительной остановки оборудования. Ещё одним ответственным элементом головы нории является взрыворазрядное устройство. Эти устройства, устанавливаемые на цепной элеватор, предназначены для предотвращения роста давления взрыва внутри объёма нории НЦ. Помогают сохранить норию ковшовую от возможного разрушения и распространения пламени внутри производственных помещений. 

Это достигается путем отвода как пламени, так и продуктов горения из внутреннего объёма нории ковшовой, цепной за зону производственного помещения. Он состоит непосредственно из самого взрыворазрядного устройства и специальной предохранительной мембраны (или клапана отводящего) и отводящего трубопровода. Иногда трубопровод оснащается специальным, огне преграждающим устройством. Устанавливаемая мембрана или клапан должны быть расположены на самом минимальном расстоянии от защищаемого пространства нории НЦ. Также в голове нории производится разгрузка груза. Располагается голова нории НЦ в верхней части элеватора цепного, там где производится разгрузка с помощью центробежных сил или под воздействием сил тяжести с дальнейшим перемещением груза к следующей технологической операции. Для крепления головы нории НЦ цепной с элементами шахты предусматриваются фланцы, скрепляемые между собой болтами.

  1. Башмак нории или иначе носок нории. Этот узел включает в свой состав также, как голова нории вал с закреплёнными на нём звёздочками (две ветки цепи) или одной звёздочкой. Вал башмака нории НЦ выполняется подвижным в осевом направлении. Эта подвижность необходима для осуществления натяжения полотна цепи с ковшами. За натяжение отвечает специальный узел при вращении винта которого происходит перемещение вала и как следствие натяжение цепи с закреплёнными на ней ковшами. Также может применяться рычажное или грузовое устройство используемое для произведения натяжения. Пространство внутри башмака нории в зоне движения тягового элемента используется в зависимости от расположения окна загрузки и типа нории НЦ цепной. В быстроходной нории загрузка продуктом производится таким образом, что продукт оказывается внизу башмака нории и происходит зачерпывание с дальнейшим подъёмом груза вверх, а в тихоходной нории НЦ продукт засыпается непосредственно в ковши, сомкнутые между собой.
  2. Промежуточные элементы элеватора цепного. По окончании сборки и крепления между собой, внутри этих элементов происходит процесс перемещения продукта. Прекрасно обеспечивает герметичность и звукоизоляцию во время движения.
  3. Тяговый элемент. В нории НЦ (элеватор цепной) тяговым элементом является цепь в один поток с ковшами, закреплёнными посередине, или в два потока с креплением ковшей по краям.   

Цепные нории НЦ по принципу крепления, изготавливаются нашим предприятием в двух основных исполнениях: 

  • С креплением элементов нории к существующим производственным конструкциям или возведением специальной норийной башни для установки цепного элеватора.
  • Самонесущие нории НЦ. Крепление элеватора происходит через натяжные тросы. Преимуществом данного крепления является возможность установки нории НЦ в любом требуемом месте без возведения специальных конструкций, и как следствие повышающей её мобильность.

Основными достоинствами нории НЦ являются её конструктивная простота; бережное перемещение груза, без повреждений и разрушения; надёжность и долговечность работы; герметичность и звукоизоляция.

Основным недостатком нории можно назвать необходимость равномерной подачи груза, предназначенного для транспортировки и вероятность обрыва тягового элемента.

Чтобы задать нам вопрос или сделать заявку: +7 (812) 241-60-96, почта: 2416096spb@mail.ru или форма обратной связи

В таблице представлены технические характеристики норий НЦ

Техническая характеристика цепной нории НЦ   НЦ-10   НЦ-20   НЦ-50   НЦ-100
Скорость движения полотна цепи с ковшами, м.сек. 0.5-1.3 0.5-1.3 0.5-1.3 0.5-1.3
Производительность, тн. час 10 20 50 100
Высота нории по осям натяжного и приводного барабанов, максимальная, м. 20 20 25 30
Тип редуктора и мощность кВт, в зависимости от высоты нории НЦ 5 метров 10 метров 15 метров 20 метров 25 метров         Ц2У-100,  1.5 Ц2У-125,  2.2 Ц2У-125,  2.2 Ц2У-125,  3.0         Ц2У-125,  2.2 Ц2У-125,  2.2 Ц2У-125,  3.0 Ц2У-125,  3.0         Ц2У-125,  2.2 Ц2У-125,  3.0 Ц2У-160,  4.0 Ц2У-160,  5.5 Ц2У-160,  7.5           Ц2У-160,  5.5 Ц2У-200,  11.0 Ц2У-200,  11.0 Ц2У-250,  18.5