Тормоз нории

Тормоз нории
Тормоз нории

Тормоз нории

Тормоз нории относится к комплектующим элементам элеваторного оборудования, которые производят удержание тягового органа, загруженного продуктом (цепного полотна с ковшами, или ленточного полотна с ковшами) с фиксацией его на определенной высоте. Тормоз нории позволяет производить вращение механизма в одну сторону, и невозможность вращения в другую от рабочего вращения в сторону.

В связи с тем, что более нагруженной является рабочая ветвь тягового органа, и соответственно при возникновении разрыва цепного полотна, или ленточного полотна происходит падение вниз в шахту нагруженной части. Подобного рода обрушение тягового органа полностью заклинивает шахту элеватора и на достаточно длительный срок выводит из строя транспортерное оборудование.

В случае оснащения оборудования тормозом нории, падение тягового органа вниз в шахту не происходит, и подобного рода аварийная ситуация не создаётся. Опускание груза становится возможным только после произведения отключения тормоза нории. Тормоз нории ещё носит название останов нории. Тормоз нории позволяет проводить свободное вращение валов в обоих направлениях, при этом удерживает груз на высоте. Кроме того, тормоз нории производит регулирование скорости опускания транспортируемого продукта и может останавливать механизмы подъёма во время проведения рабочего процесса.

Существует несколько основных типов тормозов нории. В зависимости от принципа действия изменяется конструкция тормозов нории. К основным типам тормозов нории относятся тормоза нории зубчатого типа и роликовые тормоза нории.

Тормоз нории зубчатого типа, или ещё иначе называемые храповики, или храповые остановы предназначаются для произведения поддержки груза на заданной высоте. В соответствии с применяемой конструкцией, храповые тормоза нории могут изготавливаться с внутренним, торцевым, или внешним зацеплением зубьев. Наибольшее распространение получили зубчатые остановы в ряде грузоподъёмных механизмов, таких как тали, лебёдки с применением в своём составе внешнего зацепления.

Принцип действия храпового останова достаточно прост. Во время проведения вращения зубчатого тормоза нории в рабочую сторону с осуществлением перемещение груза вверх вдоль шахты, установленный в тормозе нории специальный элемент называемый собачкой свободно скользит вдоль зубьев храповика, а при проведении обратного движения происходит заклинивание собачки в зубьях и как следствие удержание тягового органа от падения вниз.

В качестве места установки зубчатого тормоза нории выбирается быстроходный вал механизма, так как значение крутящего момента здесь наименьшее. Нажатие специального элемента, собачки, производится с помощью установленной пластинчатой пружины, которая производит нажатие на собачку, установленную на оси. Во время выбора и проведения проектирования зубчатого останова требуется, прежде всего, рассчитать основные размеры колеса, оснащенного зубами, и собачки, а также диаметр оси, на которой установлена собачка. Сконструированный нажимной элемент желательно изготавливать с минимальной кривизной, так как во время удара о выступ зуба этот элемент, называемый собачкой, значительно увеличивает изгибающий момент, а также напряжение изгиба.

Основным недостатком применения зубчатого останова является тот факт, что во время остановки выступ на удерживающем элементе ударяет о торец зуба, особенно в тех моментах, где собачка располагается вблизи кромки зуба. В этот момент храповое колесо производит поворот в обратное направление практически на полную величину шага.

Кроме того, во время работы прижимной элемент, собачка, производит достаточно ощутимые щелкающие звуки во время перехода с одного зуба на другой. Соответственно производится шумовое загрязнение окружающего пространства. Для минимизации подобного рода недостатка в конструкции храпового останова можно использовать специальные бесшумные собачки.

При применении бесшумной конструкции собачки на сам зубчатый диск надевается разрезной хомут. Сила с которой разрезной хомут прижимается к ступице, контролируется пружиной. Этот разрезной хомут соединяется посредством специальной серьги, соединенной с собачкой.  Во время осуществления эксплуатации храпового останова, оснащенного бесшумной собачкой, хомут вовлекается силами трения в направление вращения колёса и производит вывод собачки из зацепления с зубьями до упора.

Во время же проведения обратного вращения также под действием сил трения производится ввод собачки в зацепление. Следующим типом тормозов нории являются роликовые основы. Основным отличием роликовых тормозов от зубчатых тормозов является возможность проведения эксплуатации без загрязнения окружающей среды шумом. Принцип действия данного тормоза нории отличается и не производит ударной нагрузки приостановке груза, и как следствие, не происходит изгиба вала.

Роликовый тормоз оснащается стационарным закрепленным корпусом. К внутренней части этого корпуса на валах посажена втулка. Она оснащается специальными пазами внутри, которых находятся ролики, а в гнёздах размещаются специальные обжимные спиральные пружинки. Во время осуществления вращения вала в рабочую сторону при проведении подъёма груза ролики, установленные на роликовом тормозе, находятся в более широкой части пазов и не препятствуют вращению диска.

При возникновении обратного вращения, ролики, входящие в состав роликового останова соскакивают в более узкую часть пазов и происходит заклинивание тормоза нории. Заклинивание тормоза нории в свою очередь приводит к полной остановке и удержанию тягового органа с размещенными на нём заполненными грузом, ковшами на высоте без падения его вниз в шахту.

Тормоз нории является важным элементом грузоподъемного механизма.