Приводные и натяжные звёздочки скребковых конвейеров, а также блоки находятся в непрерывном взаимодействии с тяговой цепью, работают вместе с ней в среде транспортируемого груза и являются основными элементами транспортёров скребковых. Именно приводные и натяжные звёздочки скребковых конвейеров обеспечивают работоспособность и долговечность, как отдельных звеньев, так и всего рабочего органа, в качестве которого выступает цепь с закреплёнными на ней скребками.
При этом несколько зубьев тяговой звёздочки должны взаимодействовать со всеми звеньями тяговой цепи, не только нагружаясь до максимума и разгружаясь до нуля при каждом обороте звёздочки, но ещё и воспринимая экстренные нагрузки от соударения со звеньями. Соответственно приводные и натяжные звёздочки скребковых конвейеров, а особенно приводные звёздочки являются наиболее нагруженными и подверженными износу из всех деталей конвейеров скребковых, а конструкции и технологии изготовления их подвергается особому вниманию.
Именно поэтому зубья звёздочек изготавливают из качественных сталей марок сталь 45, сталь 40Х и прочих подобных марок сталей. Кроме того, изготавливаемые звёздочки, как приводные, так и натяжные подвергаются термообработке до достижения их твердости равной hrc 40- 55.
Для упрощения монтажа, а также демонтажа приводные и натяжные звёздочки изготавливаются разъёмные в диаметральной плоскости, с использованием съёмных венцов или вставных зубьев. При осуществлении транспортирования горячих грузов с температурой достигающей сотен градусов валы тяговых и концевых звёздочек и блоков охлаждают или покрывают кольцами, которые предохраняют их от деформации.
При осуществлении перемещения легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов приводные натяжные звёздочки скребковых конвейеров или же зубчатые венцы звёздочек изготавливаются из бронзы, капролона, капрона, текстолита и прочих подобных материалов, которые исключают искрение при соударении со звеньями цепи.
При анализе конструктивных решений представляет интерес приводная звёздочка, которая предназначается для работы с вильчатой реверсивной цепью. Звёздочка рассчитана на захват звеньев цепи за боковые круглые бобышки симметричными впадинами, и на пропуск скребков в соответствующих проёмах, что можно считать оптимальным вариантом для осуществления реверсивной работы вильчатой цепи.
Технологии изготовления и ремонт приводных звёздочек можно упростить за счёт применения съёмных венцов. Венцы в этом случае выполняются составные из двух половин и крепятся к ведущему диску посредством болтов. Это крепление позволяет быстро демонтировать звёздочки для осуществления ремонта, или же их замены.
Паз между венцами постоянно очищается с помощью очистителя, который устанавливается на приводной станции помимо съёмника цепи. Нереверсивные вильчатые цепи при нормальной эксплуатации скребковых конвейеров захватываются зубьями за закруглённые торцы вильчатой части звеньев, а при периодическом реверсе с помощью обратной части зуба за переходную часть звена, или же за нижнюю плоскость звена.
Кроме того, выпускаются сварные звёздочки для горизонтальных конвейеров, которые оборудуются вильчатыми цепями, а литые звёздочки для горизонтальных, наклонных и вертикальных конвейеров, цепи которых оборудованы плоскими или контурными скребками.
Приводные и натяжные звёздочки цепных конвейеров, изготовленные для сопряжения с пластинчатыми цепями закрытые шарнирные просты в конструктивном исполнении и обычно реверсивные. Эти звёздочки выпускают разборные и не разборные. Приводные звёздочки тяговых цепей с открытым шарниром выполняют двухходовыми с тринадцатью симметричными зубьями, вследствие чего зубья входят в зацеплении через звено.
Диаметры делительных окружностей для звёздочек по цепи со средним шагом 125 и 160 мм соответственно составляют 269 и 344,3 мм, диаметр отверстия в ступице под вал равняется 85 и 95 мм, а ширина ступицы 136,8 и 110 мм.
Повышение сроков службы звёздочек для пластинчатых тяговых цепей и облегчения ремонтных работ достигаются применением легкосъёмных зубчатых венцов или зубьев, изготовленных на разъёмных звёздочках, а также применением высококачественных сталей и современной технологии изготовления и доводки их.
Тяговая цепь на концевых станциях отклоняется как на звёздочках, профилированных аналогично, так и на роликах и блоках, которые вращаются на оси свободно или вместе с ней. При проектировании тяговых звездочек, прежде всего, требуется определить число зубьев, значительно влияющее на колебания скорости и ускорение тяговой цепи, а следовательно и результирующие динамические нагрузки которые возникают в цепи.
В случаях запрессовки транспортируемого материала во впадины или погружения звёздочки в материал при работе рекомендуется нижнюю часть впадины несколько заострять. Если же материал может запрессовываться между зубьями и звёздочкой и пластинами цепи, то развёртку впадины расширяют, уменьшая тело зуба. В отечественной промышленности тяговые звездочки для пластинчатых втулочных, роликовых и катковых цепей рассчитывают в соответствии с ГОСТами и разработанными в соответствии с этими ГОСТами методиками.
Расчёт многоходовых звёздочек под разношаговые цепи с открытым шарниром целесообразно начинать с определения геометрической характеристики зацепления. При этом средний шаг цепи считается равным полусумме шагов наружного и внутреннего звеньев, а диаметром элемента зацепления считается диаметр шарнира. Также выбирается двухходовая звёздочка.
Нечётное число зубьев на звёздочке обеспечивает более равномерное распределение нагрузки на них, благодаря поочерёдному входу в зацепление зубьев со всеми звеньями. Если звёздочки проектируют с фасонной впадиной, то предусматривается укладка круглых валиков в специальные постели в свободный поворот относительно них фасонных валиков, то общая схема профилирования звёздочки сохраняется. Однако на делительной окружности по оси впадины размещают центр фасонного валика, а центр круглых валиков смещают относительно него на определённую величину. Впадины строят под углом к дугам постелей круглых валиков, фаски снимают под углом 15 от делительной окружности и выбирают ширину зуба.