Роликоопора ленточного конвейера

Роликоопора верхняя
Роликоопора верхняя

Роликоопора ленточного конвейера назначение, применение и требования к изготовлению

Роликоопора ленточного конвейера является основной деталью транспортера от качества и конструкции, которой напрямую зависит ресурс функциональности (работоспособности) тягового элемента – транспортерной ленты, потребление энергии на перемещение груза и, в конечном счете, общая оценка качества конвейера. Исходя из перечисленных причин, нет ничего удивительного в том, что к качеству изготовления роликоопор предъявляется особо высокие требования.

Конструкция роликоопоры не должна излишне усложняться и должна легко устанавливаться и демонтироваться. Кроме того роликоопора ленточного конвейера должна быть максимально дешевой с сохранением качества, легко и без напряжения работать обладая минимальным сопротивлением к вращению роликов, ресурс работоспособности должен быть максимально большим. Кроме перечисленных требований роликоопора ленточного конвейера должна обеспечивать хорошее центрирование, опирающейся на нее конвейерной ленты и обеспечение формирования желоба, в котором будет перемещаться груз, достаточного для достижения требуемой производительности.

Роликоопора ленточного конвейера общее описание конструкции

При работе с хорошо сыпучими и мелкокусковыми грузами конструкция роликоопор включает в свой состав несколько роликов (многороликовая конструкция роликоопор). Для перемещения штучных, тарных грузов (мешки, коробки, пакеты, детали машин и механизмов) применяется конструкция роликоопор с одним, прямым роликом.

Конструкция роликоопоры ленточного конвейера, состоящая из трех роликов является наиболее распространенной, что связано с практически универсальным желобом, обеспечивающим с одной стороны эффективную загруженность ленты, а с другой стороны не усложненную конструкцию роликоопор установкой дополнительных роликов. Роликоопоры, включающие в свой состав два ролика, установленных под углом к горизонту, образуют меньший желоб, но сильно облегчают конструкцию. Применяются такие роликоопоры чаще всего в конструкции передвижных конвейеров с небольшой шириной ленты (до 500 мм). Роликоопора ленточного конвейера, включающая в свой состав пять, или семь роликов применяются при ширине ленты от 1200 мм. Безусловно, применение в конструкции пяти и более роликов увеличивают глубину желоба и соответственно количество размещенного груза на одном погонном метре, что увеличивает общую производительность транспортера. Достаточно невысокая поперечная жесткость ленты вкупе с хорошей гибкостью ленты обеспечивают использование роликов, входящих в конструкцию трехроликового ленточного транспортера, с большим углом наклона к горизонту, достигающем тридцати пяти градусов и образующем глубокий желоб.

Нижняя (холостая) ветвь ленты конвейера в большинстве случаев опирается на один ролик, и лишь при большой ширине устанавливается поддерживающая роликоопора, состоящая из двух роликов. Оси роликоопор, входящих в состав ленточных конвейеров общепромышленного назначения, имеют жесткое крепление. В добывающей, горной промышленности не редко применяются роликоопоры, состоящие из гибкого стального троса, на который нанизаны ролики. Такая конструкция компенсирует ударные нагрузки, появляющиеся при попадании на ленту крупных кусков породы в момент наезда ленты на роликоопору.

Несмотря на плюс, связанный с компенсацией ударных нагрузок, конструкция подвесной роликоопоры ленточного конвейера сложна и при том шарниры сочленений часто теряют подвижность, что является существенным минусом. Поэтому жесткое крепление роликов на роликоопоре более целесообразно в подавляющем большинстве случаев. При жестком креплении ролики, входящие в состав роликоопоры, устанавливаются в специальные пазы стоек и поперечины. Стойки и поперечины роликоопор изготавливаются из швеллера и уголка. Стойки закрепляются на поперечинах с помощью болтовых соединений.

Наиболее распространенная схема расположения роликов это нахождение всех роликов в одной плоскости. Такая конструкция, более щадящая к ленте конвейера, позволяющая работать без нанесения повреждения торцами корпуса роликов, не говоря о более простой конструкции. Поэтому конструкция роликоопоры ленточного конвейера, в котором горизонтальный ролик чуть смещен вдоль оси конвейера, менее привлекателен в применении, не смотря на улучшение образования желобчатой формы ленты.

Вес поперечной составляющей роликоопоры ленточного конвейера высок в сравнении с элементами вращения – роликами (превышает их массу в 1.5 раза). При установке выносных подшипников в роликах, стойки изготавливаются с широкой верней частью для установки всего корпуса подшипника.

Типы роликоопор ленточного конвейера

Вдоль всей трассы перемещения груза размещаются роликоопоры, обеспечивающие перемещение груза без каких либо других функций. Эти роликоопоры ленточного конвейера называются рядовыми. Рядовые роликоопоры являются самыми многочисленными.

Для обеспечения реализации дополнительных функций на ленточные транспортеры устанавливаются роликоопоры специального назначения. К таким специальным роликоопорам ленточного конвейера относятся роликоопоры перехода (в местах изменения направления движения ленты конвейера относительно горизонта), центрирующие роликоопоры (обеспечивают прямолинейное перемещение груза), амортизирующие роликоопоры (компенсируют ударные нагрузки в зоне загрузки транспортера), роликоопоры для чистки конвейерной ленты.

При монтаже и эксплуатации ленточного конвейера особое внимание необходимо уделять линейности перемещения ленты (центрированию ленты). В силу чуть перекошенного стыка ленты, а также небольшого перекоса ленты по длине (заводская неточность изготовления ленты транспортера), а также одностороннем размещении груза в поперечном сечении ленты, или перекоса при произведении натяжения, лента транспортера во время движения постоянно смещается в сторону (относительно поперечного сечения). Для предотвращения подобного смещения ленты на конвейер устанавливаются специальные центрирующие роликоопоры. Эти опоры изготавливаются подвижные для вращения вокруг своей оси. При смещении ленты транспортера во время движения центрирующая роликоопора поворачивается вокруг оси в направлении вектора скорости со стороны его смещения на определенный угол. Съехавшая лента упирается в дефлекторный ролик. Далее из-за несовпадения векторов скорости лента отталкивается к исходному положению в центре роликоопоры. Роликоопора для ленточного конвейера центрирующая устанавливается на конвейере с определенным шагом (через каждые 20 метров). На ленточные конвейеры, способные работать в обе стороны (реверсивные транспортеры) центрирующие роликоопоры не устанавливаются, или имеют измененную конструкцию, способную срабатывать при любой направленности движения ленты.

Типы применяемых роликов

Основной элемент, входящий в состав роликоопоры ленточного конвейера является ролик. Ролики это самая массовая деталь выпускаемая для конвейерного оборудования. По конструкции можно определить два основных типа роликов. К первому типу роликов относятся ролики со сквозными осями, а ко второму типу относятся ролики с вращающейся обечайкой и установленными двумя подшипниками. При этом ролик ленточного конвейера  является стандартизированным изделием. Обечайка (корпус) ролика изготавливается из высокоточной электросварной трубы стандартных диаметров от 89 до 194 мм (89,108,133,159,194). Подшипники, устанавливаемые в ролики, зависят от диаметра ролика – для 189,194 мм – роликовые; 159 мм – шариковые, или роликовые; 89,108,133 – шариковые. Подшипники, устанавливаемые на ролики, дополнительно оснащаются кольцами, которые образуют лабиринтное уплотнение и не препятствуют вращению и при этом обеспечивают качественную защиту подшипников от попадания загрязнения извне. Применяется также конструкция с дополнительным уплотнением, обеспечивающим еще большую защиту от загрязнения – блочные уплотнения. Для роликов с коническими подшипниками требуется периодическая смазка, для остальных подшипников применяется долговременная смазка. Ролики, устанавливаемые в местах загрузки, оснащаются дополнительно слоем резины, или резиновыми кольцами. Эта футеровка позволяет снизить негативное воздействие ударных нагрузок. Применение диаметров обечайки роликов 219 и 245 мм допустимо лишь для транспортеров, перемещающих крупные куски груза. Ролики типа со сквозной осью это независимо работающие, законченные изделия. Такие ролики не используются массово в силу дороговизны, сложности изготовления и повышенного веса. Находят свое применение и моноблочные ролики, которые состоят из единого выполненного с полуосями корпуса. Изготавливается такой тип роликов путем горячей обкатки заготовки. Такой тип роликов имеет меньшую массу, более дешев в изготовлении. Однако вынесенные подшипники работают без перекосов только при установке на высокоточные поперечины. В прочих случаях с большой вероятностью происходит перекос и даже возможное заклинивание роликов.       

Диапазон технических данных.

Ширина ленты – 400-1600 мм
Диаметр ролика – 89-159 мм

Для заказа роликопоры дефлекторной позвоните на номер +7 (812) 241-60-96, или отправьте заявку на почту 2416096spb@mail.ru, или воспользуйтесь формой обратной связи.